Прогресс примеры из жизни. Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса

Вспомним факты из истории XIX--XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами -- контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве -- реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.) Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни -- все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями -- стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле -- перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20--30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни людей тотальному регулированию и контролю. Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

1. Противоречивость общественного прогресса

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Ношо sapiens (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники - пите-кантропы, неандертальцы. “Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям” 1 . Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет - с прогрессом в первую очередь научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов - более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. В ходе истории совершенствовались и смягчались формы эксплуатации, и с победой социализма эксплуатация человека человеком вообще ликвидируется.

Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей, дает дополнительные психические нагрузки, способные вызвать у некоторых людей психические отклонения) и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.

Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей “низших рас”.

До сих пор в ЮАР цепко держится за свои привилегии система апартеида, также основанная на разделении людей на “высшую” и “низшие” расы. В XX столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь - разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности - организованной и неорганизованной - разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение взаимодействия, закона, который выражает сущность исторического процесса, определяет его прогрессивную направленность его основные движущие силы

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми.

Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные руины считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Переход от капитализма к социализму для представителей марксистского мировоззрения есть безусловный прогресс, несмотря на все сложности, возможные зигзаги и противоречия. Но с точки зрения буржуазии, ее классовых интересов, этот переход прогрессивным вовсе не выглядит. Однако дает ли это основание сказать, что понятие прогресса целиком зависит от оценок субъекта, что в нем нет ничего объективного?

2. Объективный критерий прогресса

Можно поставить вопрос так: существует или нет объективный критерий общественного прогресса? Если он существует, значит, руководствуясь им, возможно, выявив направленность социальных изменений, показать, что их оценка как прогрессивных или регрессивных имеет объективные основания, независимые от позиции субъекта и характера его интересов. Если же такого критерия не существует, тогда оправдана релятивистская трактовка прогресса, то есть его признание или отрицание произвольно и зависит от субъективных оценок.

С позиций материализма проблема эта решается вполне однозначно. Развитие общества - закономерный процесс. “Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда” 1 . Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений.

Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. В сопоставлении с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.

Развитие общественного человека в основной сфере ею деятельности - в производстве - есть база для его развития и во всех других сферах деятельности. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали: “Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят” 1 . Человек - субъект, в отличие от других элементов производительных сил, и в общественном производстве лежат истоки всей его жизнедеятельности. Так, субъективные качества пролетариата, которые формируются в процессе его трудовой деятельности, сплоченность, чувство коллективизма, классовая солидарность и т. п., проявляют себя не только в производстве.

Итак, высшим и всеобщим, объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека 2 .


Должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу. 2. Существующие проблемы прогресса сферы морали Основными проблемами прогресса в сфере морали являются: 1. Добро и зло. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение...


... % вместо 31,3 % в 2006 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель первой части комплексной дипломной работы состояла во всестороннем анализе и оценке результатов функционирования растениеводства ООО "Прогресс-Агро" Песчанокопского района Ростовской области, выявлении нерешенных проблем отрасли, обосновании финансовых и связанных с ними организационно-управленческих мероприятий по повышению ее экономической эффектив




Что остальные факторы останутся неизменными. При снижении себестоимости 1 т рапса на 1 %, уровень рентабельности его производства возрастет на 0,35 %, притом же условии. 2.3 Пути повышения эффективности производства рапса в СПК “Прогресс-Вертелишки” Гродненского района Как было отмечено в п. 2.1, уровень рентабельности производства рапса упал за период с 1995 по 2004 гг. Проанализировав...

Так что принципы работы с ними (анализ и описание, построение рассказа по ним) в общем не будет кардинально отличаться от работы с плоскостными изображениями. Все иконографические произведения, рассматриваемые нами в качестве объекта анализа на уроке истории, объединяются и замещаются далее обобщающим термином "картина". Алиса в известном произведении Льюиса Кэрролла справедливо заметила, что " ...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011 - 21)

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

1) смысл понятия , например: «Политическая партия – добровольная

и устойчивая организация единомышленников, которая выражает

политические интересы определенного социального слоя, связывая

их достижение с государственной властью»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения , содержащие информацию о политической

партии, например:

– «Политическая партия имеет программу, которая определяет ее

цель, стратегию и тактику»;

идеологическим

основаниям выделяют

либеральные,

консервативные,

социалистические,

коммунистические,

националистические политические партии».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие

верную информацию о политической партии.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения,

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение,

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в

двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что

выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

При раскрытии смысла понятия предложения не составлены, т.е. не

продемонстрировано проверяемое умение

использовать понятие в

правильном контексте.

Предложения

составлены

привлечения

обществоведческих знаний.

Обществоведческие

знания в составленных предложениях

привлечены не

контексте рассматриваемого понятия.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно

предложение, содержащее информацию о

соответствующем

социальном объекте.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011 - 22)

C6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть указаны проявления противоречивости

общественного прогресса и приведены соответствующие примеры ,

допустим:

1) прогресс в одних областях обрекает на застой другие сферы (в

период индустриализации в 30-х гг. ХХ в. СССР совершил

огромный рывок в развитии промышленности, однако это было

достигнуто за счет снижения уровня жизни прежде всего сельского

населения);

2) плоды научного прогресса могут использоваться как во благо

общества, так и порождать новые угрозы для него (открытия в

области ядерной физики привели к новым достижениям в сфере

энергетики и к созданию ядерного оружия);

3) очевидное достижение сегодня может обернуться

отрицательными последствиями в будущем (вспашка целинных

земель в СССР привела на первых порах к повышению сбора

зерновых, а спустя время началась эрозия почв)

Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры.

Указаны два проявления противоречивости прогресса, приведены

соответствующие примеры.

Указано одно проявление противоречивости прогресса, приведен(-

ы) один-два пример(-а).

ИЛИ Указаны два проявления, приведен один пример.

Указаны только один-два проявления противоречивости прогресса.

Приведены только примеры, не являющиеся иллюстрацией

положения

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011 - 23)

C7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социальноэкономическая ситуация.

минимальная зарплата

прожиточный минимум

средняя зарплата

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) выводы из приведенных данных , например:

– Минимальная зарплата в 2002–2008 гг. была ниже прожиточного

минимума, т.е. не обеспечивала удовлетворение элементарных

потребностей человека.

– Средняя зарплата в 2002–2008 гг.

незначительно

превышала

прожиточный минимум, т.е. позволяла

удовлетворить крайне

ограниченный набор потребностей человека.

Могут быть сделаны другие выводы.

2) объяснение , например: подобная ситуация (бедность) тормозит

экономическое развитие и создает предпосылки для социальных

конфликтов.

Может быть дано другое объяснение.

Сделаны два имеющих основание вывода, дано объяснение.

Сделан один имеющий основание вывод, дано объяснение.

Сделаны только два имеющих основание вывода.

ИЛИ Дано только объяснение.

Сделан только один вывод.

ИЛИ Приведены рассуждения общего

характера не

в контексте

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,

(2011 - 24)

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

Вам поручено подготовить

развернутый ответ

«Социализация

личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать

эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или

более детализированы в подпунктах.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их

соответствия заданной теме;

– соответствие структуры

предложенного ответа плану сложного

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Что такое социализация?

деятельности, оказывающие влияние

социализацию

личности.

3) Социализация через всю жизнь

а) от младенчества до молодости

б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте

в) продолжается ли социализация в старости?

4) Институты (агенты) социализации:

а) значение семьи в первичной социализации;

б) роль образования в социализации личности;

в) какой опыт передают сверстники;

г) СМИ как агенты социализации.

5) Значение социализации для личности

Возможно другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание

темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы.

Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы.

Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа

(отсутствуют конкретизации отдельных пунктов)

Максимальный балл

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011 - 25)

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл,

обозначив

сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это

отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой

проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения

используйте знания , полученные при изучении курса обществознания,

соответствующие понятия , а

также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт .

Философия

«Мораль не перечень поступков и не сборник правил,

которыми можно пользоваться, как аптекарскими или

кулинарными рецептами» (Д. Дьюи).

Социальная

«Человек есть деятель и соучастник общего мирового

психология

процесса» (В.М. Бехтерев).

Экономика

«В бизнесе и в спорте слишком многие боятся

конкуренции. В результате этого люди избегают

стремления к успеху, если это требует упорного труда,

тренировки и самопожертвования» (К. Рокне).

Социология

«Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер).

Политология

«– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно

что сказать: "Не занимаюсь жизнью"» (Ж. Ренар).

Правоведение

«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где

начинается свобода другого» (В. Гюго).

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий

К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или

раскрыл неверно) смысл высказывания, т.е. не обозначил поставленную

в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11

класс. (2011 - 26)

Критерии оценивания ответа на задание С9

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает

представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает

представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции выпускни ка

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника

(простое согласие или несогласие с суждением автора

высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой

теоретические положения, выводы и фактический материал.

рассуждений раскрываются различные аспекты

проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы)

суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические

положения и выводы, но без использования фактического

материала.

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена

аргументация с опорой на теоретические положения и

фактический материал.

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы)

суждения и аргументы приведены с

опорой на фактический

материал, но без теоретических положений выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке

теоретической или фактической аргументации.

Перечислены

несколько аспектов проблемы (темы) без

аргументации.

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена

только фактическая или только теоретическая аргументация.

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без

аргументации.

Аргументы

суждения

соответствуют

обосновываемому тезису.

Максимальный балл

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Прогресс – понятие противоречивое. На первый взгляд, оно имеет сугубо положительное значение, надо вставать на рельсы и стремиться только вперед к светлому будущему. Однако любые нововведения или реформы всегда вызывали в обществе волнения и страх. Все люди в какой-то степени стремятся к духовному единству с окружающим миром, а результаты научно-технического прогресса становятся инородным телом в этом налаженном механизме.

Прогресс и регресс

Это два полюса одного шара. Они тесно переплетены между собой и шагают всегда рука об руку. Но что же они несут?

Для начала разберемся с понятиями общественного прогресса и регресса. Первое – движение к совершенству, а второе означает возвращение назад, переход к более низким формам организации общества. Это противоположные, но взаимосвязанные понятия. Отделить их друг от друга часто бывает просто невозможно. В этом и кроется противоречивость общественного прогресса.

Добро неразрывно связано со злом, а прогресс - с регрессом. Таковы правила игры в жизнь. Проблема общественного прогресса состоит в том, что положительные изменения в одной сфере практически всегда сопровождаются деградацией или упадком во второй. Знаменитый английский врач-сексолог XX века Генри Хэвлок Эллис говорил, что прогресс является всего лишь заменой одной неприятности на другую.

О прогрессе писали многие философы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Франсуа-Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Николя де Кондорсе и другие. И у каждого из них был свой взгляд на это явление.

Критерии прогресса


Маркс отождествлял понятие общественного прогресса исключительно с развитием и совершенствованием производства. Кондорсе считал, что движение вперед есть эволюция человеческого разума, науки и просвещения.

На сегодняшний день нет универсальных критериев оценки прогресса. У разных философов свое видение проблемы. Наиболее объективными мерилами степени прогресса являются:

  1. Развитие орудий труда и производительных сил. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что исторический процесс обусловлен степенью превосходства человеком природы (экономический фактор).
  2. Улучшение условий жизни. Чем комфортнее и увереннее чувствует себя индивид, тем благоприятнее среда для его развития (социальный фактор).
  3. Рост степени свободы. Ее осознание помогает личности самореализоваться, происходит нравственное, моральное развитие (духовный фактор).

Переходим к обсуждению следующего вопроса.

Поговорим об умозаключениях ученых


Узнаем о взглядах на источники общественного прогресса «великих умов». Они выделяют их несколько. Итак, это:

  • деятельность самого человека, так как она носит характер преобразований;
  • материальное производство, поскольку социум развивается за счет производительности труда;
  • общественные классы;
  • социальные силы.

Многие исследователи полагают, что источник прогресса кроется в противостоянии производительных сил и трудовых отношений, в несоответствии материальных и культурных нужд человека. Основной причиной происходящих изменений является разница в потребностях и деятельности людей.


Поговорим о взглядах поэтов и писателей на проблему

Продолжаем разбираться в вопросе о противоречивости общественного прогресса. Приведем цитату современного французского писателя-прозаика М. Кундера:

Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед - это шаг на пути к концу.

Очень часто прогресс в одной сфере становится причиной регресса в другой, поэтому явление невозможно оценить однозначно. Чтобы получить результат, нужно сначала чем-то пожертвовать, иного пути развития просто нет. В этом и состоит главная проблема общественного прогресса.

У многих писателей и поэтов в произведениях приведены примеры общественного прогресса. Например, Рэй Брэдбери в своей книге «451° по Фаренгейту» рассказывает о потребительском социуме, о людях, которые разучились думать, переживать, страдать, а могут только получать призрачное удовольствие. Прогресс подарил им блага цивилизации, у них есть все: современные машины, квартиры, говорящие стены и много чего еще. Только главного нет – души и духовности, которую они где-то потеряли. Это книга, но она наглядно показывает, к чему может привести прогресс.

Продолжаем рассуждение с примерами


Проблемы общественного прогресса лучше всего проиллюстрировать на конкретных примерах. Так, с появлением интернета стала доступна любая информация, значит, фактически каждый человек может узнать все, что захочет. Есть множество вариантов для развития и самосовершенствования. Однако возникновение новых технических возможностей обесценивает человеческие знания. В интернете появляется много мусорной информации, которую приходится тщательно фильтровать. Большая часть материала, содержащегося во Всемирной сети, не проверена, много ошибочных данных. И порой слово превращается в орудие, которым распоряжаются совсем нечестно, организовывая информационные войны и дискредитируя людей.

Еще одним примером общественного прогресса, который наглядно иллюстрирует его противоречивость, являются исследования в области ядерной физики. С одной стороны, появился рентген, флюорография, ученые получили возможность наблюдать за самыми маленькими биологическими частицами, диагностировать болезни на ранних стадиях. А с другой стороны, люди создали и оружие массового поражения – атомную бомбу. Один из разработчиков этого чудовища Роберт Оппенгеймер потом сильно жалел о том, что породил такого монстра. Он выступал за введение международного контроля производства атомного оружия.

Стоит ли игра свеч?


За прогресс приходится платить, но иногда цена его оказывается слишком высокой. Продолжаем говорить о проблемах общественного прогресса.

Изобретение оружия привело к тому, что в войнах стало гибнуть больше людей. Количество человеческих жертв росло прямо пропорционально развитию снаряжения. Что же получится в сухом остатке? Жизни миллионов людей стали всего лишь разменной монетой в руках глав государств, которые вели свою политическую игру. Около 47 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны. Все это случилось не лишь по прихоти одного индивида, а стало закономерным результатом прогресса. Катастрофа не может случиться на ровном месте, этому всегда предшествует цепочка определенных действий, событий и явлений.

Жить становится проще и лучше, но отсутствие одних проблем порождает другие, возможно, более серьезные. Поэтому возникает резонный вопрос: а не теряем ли мы больше, чем приобретаем?

А что дальше?


Машина прогресса летит вперед, совершаются все новые открытия, изобретаются удивительные вещи. Но инновации не всегда попадают на подготовленную почву, и у людей просто нет к ним иммунитета. Из-за такого несоответствия и возникают побочные эффекты. Об этом свидетельствует большое количество примеров общественного прогресса, которые привели к неожиданным результатам.

Глупо было бы пытаться законсервировать сложившуюся систему, прогресс неизбежен просто потому, что жизнь – это постоянное движение вперед. Можно было бы обвинить человекоподобную обезьяну в том, что она взяла в руки палку и вступила на скользкий путь эволюции и развития, но ведь это же неразумно. Все проявления общественного прогресса просто нужно принимать и адаптировать, учиться внедрять в жизнь, не забывая при этом о вечном.