И квантовые приборы. Рабочая программа дисциплины электромагнитная совместимость электрооборудования Учебная программа электромагнитная совместимость

Рабочая программа по дисциплине «Электромагнитная совместимость в электротехнических - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Электромагнитная совместимость в электротехнических устройствах»,

по программе (магистратура):

8. «Электромеханика»;

Новочеркасск 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

________________________________________

«Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по ОД Л.И. Щербакова

(должность, фамилия, инициалы)


«___» ___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(М 2.2.01) Электромагнитная совместимость

в электротехнических устройствах

(наименование дисциплины)

Направление подготовки: 140400 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

По программе (магистратура):

8. «Электромеханика»;

9 «Электрические и электронные аппараты»;

10. «Электропривод и автоматика»;

12. «Электрический транспорт»;

13. «Электрооборудование автомобилей и тракторов»;

14. «Электрооборудование и автоматика судов»;

16. «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»

Факультет электромеханический

Кафедра « Теоретическая электротехника и электрооборудование »

Курс I

Семестр 1


Лекции 18 (час)

Экзамен 1(семестр) 36 (час) 1 (зет)

Практические (семинарские)

занятия 54 (час)


Зачет (семестр)

Лабораторные занятия 18 (час)
Всего аудиторных 90 (час)


Всего самостоятельной работы 90 (час.), из них :

плановая работа (час.)

курсовой проект семестр нет (час.)

курсовая работа семестр нет (час.)

реферат семестр нет (час)

домашнее задание нет (час.)

контрольная работа (ЗФО) семестр нет (час.)

индивидуальная работа – 65 (час.)

домашняя работа – 25 (час)


ИТОГО по дисциплине 216 (час.)

ИТОГО по дисциплине 6 (ЗЕТ) (с учетом ЗЕТ на экзамен)
2011 г .

Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по ФГОС утвержденного ученым советом ЮРГТУ(НПИ) приказом № 4 от 30.12.2010 г.

(Наименование типовой программы, дата утверждения)

Примерной программы -___________________________________________________________

наименование программы, дата утверждения

Рабочую программу составил к. т. н., доцент Бурцев Ю.А.

(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры " Теоретические основы электротехники и электрооборудование" « 31 » августа 2011 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой / Птах Г.К./

(подпись, фамилия, инициалы)

Заведующий кафедрой «Электромеханика» /Пахомин С.А/

Рабочая программа согласована:

Заведующий кафедрой «Электрические и электронные аппараты» /Павленко А.В./

наименование выпускающей кафедры, подпись, фамилия, инициалы

Рабочая программа согласована:

Заведующий кафедрой «Электрический транспорт» /Колпахчьян П.Г/

наименование выпускающей кафедры, подпись, фамилия, инициалы
«______»________________ 2011 г. Протокол № _______________

Рабочая программа согласована:

Заведующий кафедрой «Электропривод и автоматика» /Кравченко О.А./

наименование выпускающей кафедры, подпись, фамилия, инициалы
«______»________________ 2011 г. Протокол № _______________

1.2. Краткая характеристика дисциплины и её место в учебном процессе 6

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами 6

Метрология, стандартизация и сертификация 8

2 8
ПК-4,18,20,44,45 8
Электрические машины 8
3-5, 7 8

ПК 9, 19, 43 8

Силовая электроника 8

ПК 6, 9, 17, 18 8


Электрические и электронные аппараты 8
2, 3, 5 8
1.4. Связь с последующими дисциплинами 8

1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 8

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ И ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ 9

3.1.1. Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 10

3.1.2 Семинарские занятия, их наименование и объем в часах. 10

Количество 10

часов 10


3.1.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 10

3.1.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания и их содержание и характеристика. 10

3.1.5. Самостоятельная работа студентов 11

3.1.6. Самоконтроль полученных знаний 11

3.1.7. Учебно-методические материалы по модулю 11

3.2.1. Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 11

3.2.2. Семинарские занятия, их наименование и объем в часах. 12

Количество 12

часов 12


3.2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 12

3.2.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания и их содержание и характеристика. 12

3.2.5. Самостоятельная работа студентов 12

3.2.6. Самоконтроль полученных знаний 12

3.2.7. Учебно-методические материалы по модулю 13

3.3.1. Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 13

3.3.2 Семинарские занятия, их наименование и объем в часах. 13

Количество 13

часов 13


3.3.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания и их содержание и характеристика. 14

3.3.5. Самостоятельная работа студентов 14

Индивидуальная самостоятельная работа студентов (СРС): 14

3.2.6. Самоконтроль полученных знаний 14

3.2.7. Учебно-методические материалы по модулю 14

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 14

Основная 14

Дополнительная 15

Печатные и рукописные методические указания, рекомендации, инструкции по изучению дисциплины (разработанные в ЮРГТУ(НПИ)) в том числе и электронные 16

5. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 16

6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 17

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 18

7.1. Вопросы к модулю №1 (темы 1, 2) 18

7.2. Вопросы к модулю №2 (темы 3, 4) 19

7.3. Вопросы к модулю №3 (темы 5 – 7) 20

8. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 21

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 22

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ООП

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины.

Целью дисциплины "Электромагнитная совместимость в электротехнических устройствах" является ознакомление студентов с теоретическими и практическими положениями оценки и расчета условий электромагнитной совместимости в электротехнических устройствах, а также выбора способов и расчета устройств защиты от электромагнитных помех.

Задачи дисциплины.

Задачей дисциплины является знание студентами основных способов генерации и передачи электромагнитных помех, знание типовых устройств, служащих источниками помех, а также знание устройств, чувствительных к помехам и знание основных способов защиты от помех. Студенты должны уметь рассчитывать помехи, генерируемые типовыми устройствами, а также выбирать и рассчитывать способы и устройства защиты от помех.

1.2. Краткая характеристика дисциплины и её место в учебном процессе

Предлагаемый курс обеспечивает подготовку студентов по направлению: 140400 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» для профилей подготовки:

8. «Электромеханика»;

9 «Электрические и электронные аппараты»;

10. «Электропривод и автоматика»;

12. «Электрический транспорт»;

13. «Электрооборудование автомобилей и тракторов»;

14. «Электрооборудование и автоматика судов»;

16. «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Курс знакомит студентов с основами теории электромагнитной совместимости в электротехнических устройствах и практическими приемами ее обеспечения.

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Курс базируется на следующих дисциплинах: "Физика", "Высшая математика", "Информатика", "Теоретические основы электротехники", "Физические основы электротехники и электроники", "Метрология, стандартизация и унификация", "Электрические машины", "Электрические и электронные аппараты", "Силовая электроника".

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов:


Знать

  • основы электрофизики;

  • основы теории электромагнитного поля, а также теории электрических и магнитных цепей;

  • принцип действия, конструкцию и основные характеристики типовых электротехнических устройств;

  • основы линейной алгебры, математической теории поля, основы алгебры комплексных чисел.

Уметь


  • рассчитывать основные режимы работы типовых электротехнических устройств;

  • рассчитывать электромагнитные поля для простой геометрии расчетных областей и источников поля;

  • рассчитывать напряжения и токи в электрических цепях, а также магнитные напряжения и магнитные потоки в магнитных цепях;

  • решать системы линейных алгебраических уравнений, применять в расчетах комплексные числа.

Владеть

− навыками оценки и расчета типовых электротехнических устройств, навыками сборки электрических цепей, навыками чтения и составления схем и чертежей.


№ п/п

Наименование дисциплины и ее разделы

Уровень

знания


Номера тем изучаемой дисциплины

Шифр

компетенции



1

Физика:

  • Электрическое поле и его силовые характеристики.

  • Электрическое поле в веществе.

  • Характеристики и законы постоянного тока. ЭДС источника тока. Правила Кирхгофа.

  • Уравнения Максвелла.

2

10, 11, 12,15

ПК-2,ОК-1

2

Высшая математика:

  • Линейная алгебра.

  • Дифференциальное исчисление.

  • Дифференциальные уравнения.

  • Векторная алгебра.

  • Теория поля.

  • Численные методы решения алгебраических и дифференциальных уравнений.

  • Комплексные числа

2

2-6, 8-12,14

ПК-1, 2, 3 ОК-1,7

3

Информатика:

  • Основы алгоритмизации, программирования и алгоритмические языки.

  • Моделирование и формализация.

  • Технология обработки графической и текстовой информации.

  • Коммуникационные технологии.

4, 10, 11, 12

ОК-11,15,

4

Теоретические основы электротехники:

  • Линейные цепи постоянного тока.

  • Электрические цепи синусоидального тока.

  • Линейные электрические цепи при несинусоидальных периодических воздействиях.

  • Переходные процессы в линейных электрических цепях.

  • Нелинейные электрические и магнитные цепи.

  • Теория электромагнитного поля.


ПК-11,33,41

5

Физические основы электроники:

2

2, 3

ПК-9,11,14,15

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета РЭФ 200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Электромагнитная совместимость устройств силовой электроники». Для магистрантов, обучающихся по направлению Электроника и микроэлектроника), программа Промышленная электроника и микропроцессорная техника. Факультет Радиотехники, электроники и физики (РЭФ) Кафедра Промышленной электроники Курс 5 Семестр 9 Лекции 34 час. Экзамен 9 Практические (семинарские) семестры занятия 16 час. Лабораторные Зачет 10 занятия час. семестры Контр. работы час. Курсовые работы сем. Курсовые проекты час. Самостоятельная РГР 12 час. работа 103 час. Всего часов г.

2 Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление Электроника и микроэлектроника, программа Промышленная электроника и микропроцессорная техника. Степень магистр техники и технологии. Стандарт и направление утверждены приказом Министра образования РФ 68б от г. Индекс СД - Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 200 г. Программу составил: Эксперт НМЦ Заведующий кафедрой проф., д.т.н. Зиновьев Г.С. доц., к.т.н. Лявданский С.Е. д.т.н., проф. Харитонов С.А.

3 1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению Электроника и микроэлектроника, программа «Промышленная электроника и микропроцессорная техника» Степень магистр техники и технологии - Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению «Электроника и микроэлектроника» Обобщенные задачи профессиональной деятельности. Магистр по направлению подготовки «Электроника и микроэлектроника» должен быть подготовлен к решению следующих типовых задач: - анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование технического задания, постановка цели и задач исследования объекта на основе подбора и изучения литературных и патентных источников; - анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований; - библиографический поиск с использованием современных информационных технологий; - выбор оптимального метода и программы исследований, модификация существующих и разработка новых методик, исходя из задач конкретного исследования; - измерение или экспериментальное исследование объектов электроники с целью их модернизации или создания новых устройств и систем; - математическое моделирование разрабатываемых устройств и систем с целью оптимизации их параметров; - использование типовых и разработка новых программных продуктов, ориентированных на решение научных, проектных и технологических задач электроники; - организация модельных и натурных экспериментов по оптимизации структуры и конструкции исследуемых систем и устройств, оценка их качества и надежности на стадиях проектирования и эксплуатации; - анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также оценка технико-экономической эффективности разработки; - подготовка результатов исследований для опубликования в научной печати, а также составление обзоров, отчетов и докладов Квалификационные требования. Для решения профессиональных задач магистр:

4 - формулирует и решает задачи, возникающие в ходе научноисследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научнотехнической информации по теме исследований; - изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в своей профессиональной сфере; - выбирает необходимые методы исследования, модифицирует существующие и разрабатывает новые методы, исходя из задач конкретного исследования; - проводит экспериментальные исследования объектов электроники с целью их модернизации или создания новых систем и устройств; - разрабатывает физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту; - участвует в проектировании, конструировании и модернизации объектов электронной техники; - составляет описания проводимых исследований, обрабатывает и анализирует полученные результаты, представляет итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей; - принимает участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения; - участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи в осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий и объектов электронной техники; - подготавливает рецензии, отзывы и заключения на научно-технические разработки и техническую документацию. Магистр должен знать: - постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности; - специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок; - информационные технологии в научных исследованиях и программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере; - методы исследования и проведение экспериментальных работ; - методы анализа и обработки экспериментальных данных; - физические и математические модели основных процессов и явлений, относящиеся к исследуемым объектам; - современные средства вычислительной техники, коммуникации и связи; - технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных разработок в области электронного материаловедения, элементной базы электронной техники и электронного приборостроения;

5 - порядок и методы проведения патентных исследований; - методики оценки технико-экономической эффективности научных и технических разработок; - основы экономики, организации труда и управления коллективом; - основы трудового законодательства; - действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации исследовательского оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации; - формы организации образовательной и научной деятельности в высших учебных заведениях Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают: владение - навыками самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности; - методами исследования, проектирования и конструирования объектов электронной техники; - методами и средствами компьютерного моделирования физических процессов и явлений в приборах и устройствах электроники; - информационными и телекоммуникационными технологиями в образовании и науке; умение - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научноисследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, расчета и конструирования объектов электроники, исходя из конкретных задач; - обобщать и отрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом литературных данных; - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей, оформленных в соответствии с общепринятыми нормами, с привлечением современных средств редактирования и печати; - использовать математический аппарат и численные методы, физические и математические модели процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия приборов и устройств электроники и микроэлектроники; - ориентироваться в современной элементной базе электронной техники и типовых технологических процессах; - применять типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач электроники; - использовать новые физические явления для создания устройств и систем электроники и микроэлектроники.

6 2. Особенности построения дисциплины. Дисциплина «Электромагнитная совместимость устройств силовой электроники» базируется на следующих принципах: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план по решению Ученого Совета факультета. Основной целью курса является рассмотрение устройства силовой электроники как системы, входящей в подсистему, образованную питающей сетью, нагрузкой, окружающей средой («эфиром») и взаимодействующую с этой подсистемой как кондуктивно, так и индуктивно. Ядро дисциплины составляют авторские прямые методы расчета показателей качества преобразуемой и преобразованной электрической энергии. В курсе выделены три составных части (блока): показатели качества электроэнергии и их нормы, методы расчета показателей, устройства улучшения электромагнитной совместимости вентильных преобразователей с сетью. Курс основывается на знании студентами курсов ТОЭ, основ силовой электроники, электрических машин, теории автоматического управления. Курс сопровождается практическими занятиями, основным назначением которых является решение задач по электромагнитной совместимости (ЭМС) и подготовка к выполнению РГР. Второй составляющей практической работы студентов является выполнение РГР, посвященной расчету ЭМС конкретного устройства силовой электроники. Оценка знаний и умений студентов осуществляется путем: - опросом и решением у доски студентами задач на практических занятиях; - дифференцированного зачета по результатам выполнения РГР; - итогового экзамена по билетам, включающим два теоретических вопроса и задачу.

7 цели 3. Цели и задачи курса. Содержание цели Студент должен иметь представление: 1. О проблеме электромагнитной совместимости (ЭМС) в технике в целом как части экологической проблемы 2. О специфике и содержании проблемы ЭМС для силовой электроники 3. Об организациях мира, занимающихся проблемами ЭМС в электротехнике и их нормативных документах 4. О существующих программных продуктах по моделированию задач ЭМС Студент должен знать: 5. Предмет и задачи курса (стандарты и нормы ЭМС, методы расчета показателей ЭМС, способы и устройства для улучшения ЭМС вентильных преобразователей) 6. ГОСТ Р по качеству электрической энергии 7. Требования комплекта ГОСТов по помехоустойчивости и помехоэмиссии технических систем с устройствами силовой электроники 8. Возможный ущерб в устройствах силовой электроники от некачественности электрической энергии. Нормы ЭМС 9. Случаи получения точных решений методом АДУ1 10. Метод АДУ для модели цепи в форме пространства состояний 11. Прямые методы расчета для несимметричных многофазных цепей 12. Метод определения парциальной доли искажений напряжения сети от вентильного преобразователя 13. Определение и физический смысл реактивной мощности при синусоидальных токах 14. Определение реактивных мощностей при несинусоидальных токах 15. Схемы вентильных компенсаторов реактивной мощности 16. Схемы активных фильтров 17. Схемы пассивных фильтров на входе вентильных преобразователей 18. Схемы кондиционеров напряжения сети 19. Схемы вентильных преобразователей с заданной электромагнитной совместимостью с питающей сетью 20. Причины эмиссии электромагнитных помех устройствами силовой электроники 21. Помехоустойчивость устройств силовой электроники к различным видам электромагнитной помехи 22. Методы измерения уровней электромагнитной совместимости Студент должен уметь: 23. Рассчитывать симметричные составляющие по фазным составляющим 24. Составлять дифференциальные уравнения в форме пространства состояний 25. Вычислять интегральные коэффициенты гармоник типовых несинусоидальных функций 26. Выбирать тип компенсатора реактивной мощности в зависимости от задачи ее компенсации 27. Выбирать тип источника бесперебойного питания в зависимости от типа потребителя 28. Определять предельную мощность вентильного преобразователя по условию искажения напряжения

8 4. Структура курса. Как и при построении курса «Основы силовой электроники» ч.1, где был рассмотрен и применен системный подход для исследования устройств силовой электроники (УСЭ), здесь также используется системная структуризация курса, посвященного изучению процессов процессов электромагнитной совместимости устройств силовой электроники с окружающими техническими системами электротехнического, электронного, радиотехнического назначения. На этой основе структура программы курса образована тремя разделами: А. Проблема электромагнитной совместимости. Стандарты, показатели и нормы электромагнитной совместимости по качеству электрической энергии, помехоустойчивости и помехоэмиссии устройств силовой электроники. Б. Методы расчета показателей электромагнитной совместимости и их развитие. Методы измерения степени электромагнитной совместимости. Развиваются прямые методы расчета применительно к моделям устройств силовой электроники в форме дифференциальных уравнений пространства состояний. Здесь же строятся математические модели для определения возможного ущерба от некачественности электрической энергии. Концепции теории мощности несинусоидальных энергопроцессов. В. Устройства силовой электроники для компенсации неактивных составляющих полной мощности и кондиционирования качества электрической энергии. Преобразователи активной мощности с функциями компенсации неактивных мощностей. Все вышеизложенное для наглядности поясняется структурной схемой рабочей программы с указанием в блоках номеров достигаемых целей.

9 Структурная схема дисциплины Проблема ЭМС 1-5 Качество электрической энергии 6 Помехоустойчивость УСЭ 7,21 Стандарты и нормы ЭМС 6,8 Помехоэмиссия УСЭ 7,20 Теория мощности при синусоидальных токах 18 Обратное влияние на сеть 12,28 Теория мощности при несинусоидальных токах 19 Точные решения 9 АДУ в форме уравнения состояний 10,24,25 Несимметричные многофазные цепи 11,23 Компенсация реактивной мощности 15,26 Пассивные фильтры 17 Активные фильтры 16 Кондиционирование качества электроэнергии 18,27 УСЭ с заданной ЭМС 19,28

10 5. Содержание курса. Лекции 34 часа, практические занятия 16 часов, РГР 12 часов, индивидуальная работа 18 часов. Раздел программы А Б В Ссылки на цели курса Часы Темы лекционных занятий 1-4,5 2 Проблема ЭМС в технике и в силовой электронике. Нормативные органы и нормативные документы. 6,7 6 Качество электроэнергии. Помехоустойчивость и помехоэмиссия устройств силовой электроники (УСЭ). Стандарты и нормы российские и международные. 18,19 2 Теория мощности при синусоидальных и несинусоидальных формах токов в цепи. 9,10,11, Метод АДУ в форме уравнений пространства состояний. Точные решения. Метод для несимметричных многофазных цепей. 12,28 2 Обратное влияние УСЭ на питающую сеть, 26 4 Компенсаторы реактивной мощности. Пассивные и активные фильтры. 18,27 4 Кондиционеры качества электроэнергии. Источники гарантированного питания. 19,28 4 УСЭ с заданной электромагнитной совместимостью с сетью.

11 Темы практических занятий Ссылки на Часы Темы Деятельность студента цели курса 6, 7, 22 2 Алгоритмы расчета показателей качества электрической энергии (ПКЭЭ) 10, 24 2 Метод АДУ1 в форме уравнения состояний 10, 24, 25 2 Метод АДУ2 в форме уравнения состояний 10, 11, 24 2 Метод АДУ(1) в форме уравнения состояний 12, 24,28 2 Расчет обратного влияния на сеть 16, 13, 14 2 Расчет активного фильтра 15 2 Расчет корректора коэффициента мощности (ККМ) 19, 26 2 Расчет преобразователя с заданной ЭМС повторяет определения всех ПКЭЭ определяет переменные, подлежащие расчету составляет дифференциальные уравнения в форме пространства состояний выполняет алгебраизацию уравнений составляет дифференциальные уравнения для высших гармоник в форме пространства состояний выполняет алгебраизацию уравнений составляет дифференциальные уравнения для первых гармоник в форме пространства состояний выполняет алгебраизацию уравнений составляет схему замещения анализирует степень обратного влияния составляет принципиальную схему фильтра рассчитывает элементы фильтра составляет схему ККМ рассчитывает элементы схемы составляет схему преобразователя рассчитывает элементы схемы

12 Ссылки на цели курса 6, 7, 10, 15-19, 26, 28 Расчетно-графическая работа Часы Тема Студенту необходимо: 12 Эскизное проектирование преобразователя с заданной степенью ЭМС с сетью выбрать схему преобразователя в зависимости от требований задания к нему выбрать тип и структуру системы управления рассчитать фактическую степень ЭМС преобразователя с сетью и оценить затраты (в единицах типов УСЭ) сделать выводы оформить пояснительную записку (6-8 стр.) Объектом проектирования является выбранное устройство силовой электроники типа AC-DC, AC-AC с заданной степенью ЭМС с питающей сетью. Эскизный расчет предполагает приблизительное определение степеней завышения или занижения установленных мощностей единиц стандартных преобразовательных блоков. Это позволяет выполнить такое проектирование с использованием калькулятора и в отдельных случаях программ MATH- CAD. Результаты эскизного проектирования рационально проверить с помощью программы PARAGRAPH-PARUS, используя готовые модели устройств силовой электроники в ней. Учебно-методическая литература. 1. Зиновьев Г.С. Электромагнитная совместимость устройств силовой электроники. Учебное пособие. Новосибирск: НГТУ, С. 2. ГОСТ ГОСТ Р Эмиссия гармонических составляющих тока техническими системами с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе). Нормы и методы испытаний. М.: Изд-во Стандарты, Зиновьев Г.С. Основы силовой электроники, ч. 1. Новосибирск: НГТУ, С., ч С. 5. Шваб А. Электромагнитная совместимость. М.: Энергоатомиздат С. 6. Хабигер Э. Электромагнитная совместимость. Основы ее обеспечения в технике. М.: Энергоатомиздат С. 7. Болдырев В.Г., Бочаров В.В., Булеков В.П., Резников С.Б. Электротехническая совместимость электрооборудования автономных систем. М.: Энергоатомиздат С.

13 6. Контролирующие материалы и система оценки деятельности студента. Контролирующие материалы включают: 1. Опрос студентов по темам практических занятий на каждом из занятий. 2. Четыре варианта контролирующих заданий по три вопроса в каждом: (REMOVED BY WA) 3. Перечень экзаменационных билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и одну задачу, подобную решаемым на практических занятиях Перечень билетов и их содержание. (REMOVED BY WA) 6.2. Оценка деятельности студента. Оценка текущей и итоговой деятельности студента состоит из следующих этапов: Оценка текущей деятельности. Осуществляется при проведении практических занятий путем опроса и работы студентов у доски по теме практического занятия Оценка выполнения РГР. Ход выполнения РГР контролируется на консультациях. Результат расчета оформляется в расчетно-пояснительной записке и защищается студентом с получением в итоге дифференцированной оценки за расчет по пятибалльной системе Оценка остаточных знаний. Такая оценка производится по контролирующим заданиям. При ответе на все три вопроса - оценка «отлично», на два вопроса оценка «хорошо», при ответе на один вопрос оценка «удовлетворительно» Итоговый экзамен. Проводится для всех студентов в устной форме по экзаменационным билетам с оценкой по пятибалльной системе.

14 Дополнения и изменения к рабочей программе на 200 /200 уч. год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 200 г. Заведующий кафедрой Харитонов С.А. 200 г.


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета РЭФ 200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Основы силовой электроники». Для студентов, обучающихся по направлению 550700

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета РЭФ 200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Электронные системы управления» Для студентов, обучающихся по направлению 550700

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета РЭФ 200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Силовая электроника», ч.2. Для студентов, обучающихся по направлению 550700

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Декан факультета РЭФ 200 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по дисциплине Силовая электроника Ч. 1. Для студентов, обучающихся по направлению

Ã. Ñ. Çèíîâüåâ ÑÈËÎÂÀß ÝËÅÊÒÐÎÍÈÊÀ Ó ÅÁÍÎÅ ÏÎÑÎÁÈÅ ÄËß ÁÀÊÀËÀÂÐÎÂ 5-å èçäàíèå, èñïðàâëåííîå è äîïîëíåííîå Ðåêîìåíäîâàíî Íàó íî-ìåòîäè åñêèì ñîâåòîì Ìèíèñòåðñòâà îáðàçîâàíèÿ ÐÔ ïî ïðîìûøëåííîé ýëåêòðîíèêå

Приложение 3 КАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХКОМПЕТЕНЦИЙ Шифр и название компетенции: ПК-1: Способностью к построению математических моделей объектов исследования и выбору численного метода их моделирования, разработке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Энергетики Кафедра Систем электроснабжения предприятий УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Энергетики Сидоркин Ю.М. 200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Электромеханический факультет Кафедра электромеханики УТВЕРЖДАЮ Декан Электромеханического факультета Н.И. Щуров 2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Научно-образовательный комплекс по специальности 6М07100 «Электроэнергетика» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

2 1. Цели и задачи дисциплины К основным целям дисциплины относится изучение: особенностей применения различных способов управления асинхронным частотнорегулируемым электроприводом; основных характеристик

2 3 Содержание 1. Общие сведения о программе...4 2. Профили подготовки выпускников...4 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускников...4 3.1. Области профессиональной деятельности...4 3.2.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Физический факультет

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы студентов. При реализации данной ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная и преддипломная. 4.4.1. Программа

Выписка из ГОС ВПО направление 552700 «ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ» Степень выпускника бакалавр техники и технологии. Нормативный срок освоения образовательной программы при очной форме обучения 4 года. Область

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации В.Д.Шадриков 23.03.2000г. Номер государственной регистрации 201ен/маг ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИ- ТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Декан РЭФ В.А.Гридчин 2003г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Сети связи и системы коммутации для студентов, обучающихся по направлению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кемеровский государственный университет Институт фундаментальных наук ПРОГРАММА научно-исследовательская работа Направление подготовки 01.04.01 Математика

2 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Электропитание радиоэлектронных средств» является изучение принципов работы, элементной базы, основных параметров источников вторичного электропитания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет геосистем и технологий»

УТВЕРЖДАЮ Директор ИК Захарова А.А. 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 15.04.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КЫЗЫЛОРДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. КОРКЫТ АТА ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКЕ МАГИСТРАНТОВ Кызылорда, 2013 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Квалификационная модель соответствует требованиям Образовательного стандарта высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» по специальности 200101

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целью научно-исследовательской деятельности программы аспирантуры является формирование компетенций, обеспечивающих развитие навыков научноисследовательской

1. Магистр по данному направлению подготовки осваивает программу, ориентированную на академическаямагистратура,готовится к следующим видам (виду) основной профессиональной деятельности: научно-исследовательской

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРАТИК (АННОТАЦИИ) Направление подготовки Программы подготовки

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» УТВЕРЖДАЮ Директор ИЭиТС Н.А. Забелин «25» мая 2018

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ti Пермский национальный исследовательский Ш"Ш\

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета

Теор. обуч. Экз. сессии Практики ВКР и ГЭ Каникулы Всего УТВЕРЖДАЮ " " 20 г. Направление: Профиль: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ПС (КТУР) факультета Л.С. Казаринов 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА практики к ООП от Практика производственная для направления 211000.68

АННОТАЦИЯ Б2.В.01(У) Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) 1. Цель и задачи практики Цель учебной практики заключается в формировании у студентов практических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ инженера научно-исследовательского

Теор. обуч. Экз. сессии Практики ВКР и ГЭ Каникулы Всего УТВЕРЖДАЮ " " 20 г. Направление: Профиль: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 13.04.02 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ «ТЕХНИКА И ФИЗИКА ВЫСОКИХ НАПРЯЖЕНИЙ» БАЗОВАЯ ЧАСТЬ. Блок Б1.Дисциплины (модули)

ФГОС ВО (ФГОС 3+) КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНЦИЯ ПК-1: «Способность участвовать в разработке проектов стандартов, методических и нормативных материалов, технической документации и в практической реализации

Теор. обуч. Экз. сессии Практики ВКР и ГЭ Каникулы Всего УТВЕРЖДАЮ " " 20 г. Направление: Профиль: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный

Аннотация рабочей программы дисциплины (РПД) ИНСТИТУТ Промышленных Технологий Машиностроения (ИПТМ) КАФЕДРА Автоматизации машиностроения 1. Общая характеристика дисциплины Наименование дисциплины Б2.П.3

АННОТАЦИЯ Б2.В.01(У) Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) (наименование практики) 1. Цель и задачи практики Цель получение первичных профессиональных умений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет энергетики УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭН профессор,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

ПРИЛОЖЕНИE АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРАКТИК Министерство образования и науки Российской Федерации РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА имени И. М. ГУБКИНА Аннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Дисциплины

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Декан факультета РЭФ 200 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по дисциплине Силовые полупроводниковые приборы Для студентов, обучающихся по

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический

Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский государственный технический университет «Утверждаю» Председатель Ученого Совета, Ректор КарГТУ Газалиев А.М. 201 г. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет мехатроники и автоматизации УТВЕРЖДАЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

Оглавление 1. Цель и задачи освоения дисциплины 5 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВПО 5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6 4. Распределение трудоемкости дисциплины по видам

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА «СТРОИТЕЛЬСТВО» Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного

1. Цели и задачи дисциплины Цели: Ознакомить с физическими принципами работы элементной базы электронных приборов. Ознакомить с принципами действия типовых электронных узлов и устройств. Показать, что

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАИК) Описание основной образовательной программы высшего профессионального образования

Положение о научно-исследовательской работе магистрантов экономического факультета СПбГУ Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ

Б1.В.ДВ.1.1 Логика и методология науки Б1.Б.2 Иностранный язык Б1.Б.1 История и философия науки Программа формирования у обучающегося знаний, умений и владений навыками при освоении компетенций с результатами

1. Цель, задачи и аннотация практики 1.1. Цель и задачи практики Цель- научно-исследовательской практики: систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у магистрантов навыков

Теор. обуч. Экз. сессии Практики ВКР и ГЭ Каникулы Всего УТВЕРЖДАЮ " " 20 г. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический

2 1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование у студента знаний, умений и навыков по выбору и обоснованию показателей и методов оценки надежности изделий РЭС Основные задачи

1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы научной работы» является получение необходимых навыков в организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы для самостоятельного

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖ- ДЕНИЯ ПРАКТИКИ 1.1. Цель и задачи практики Целями научно-исследовательской работы являются: систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний и умений выполнять

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ (ИРЭ)
____________________________________________________________________ _______________________________________

Направление специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы Специализация подготовки: Радиолокационные системы и комплексы Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ"

Цикл: С3 профессиональный
Часть цикла: вариативная, в том числе дисциплины по выбору
дисциплины по учебному плану: ИРЭ; 3.2.07
Часов (всего) по учебному плану: 108
Трудоемкость в зачетных единицах: 3 10 семестр
Лекции 36 час 10 семестр
Практические занятия 18 час 10 семестр
Лабораторные работы Не предусмотрены
Расчетные задания, рефераты Не предусмотрены
Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего) 54 час
Экзамен 12 10 семестр
Курсовые проекты (работы) Не предусмотрены

Москва - 2011

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение требований и способов обеспечения внутренней и внешней электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств различного назначения для последующего использования при создании и применении радиоэлектронной аппаратуры. По завершению освоения данной дисциплины студент обладать способностями:
    владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК‑3); владеть методами решения задач анализа и расчета характеристик электрических цепей (ПК‑4); собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК‑6); осуществлять анализ состояния научно- технической проблемы, определять цели и выполнять постановку задач проектирования (ПК-8) осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности; оценивать уровень ущерба для других радиоэлектронных средств уровня и характера внеполосных мешающих электромагнитных излучений, создаваемых проектируемым средством; учитывать отечественные и международные нормативные документы в области электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.
Задачами дисциплины являются:
    познакомить обучающихся с процессами и источниками, создающими непреднамеренные помехи при конструировании радиоэлектронной аппаратуры и при совместном использовании эфирного радиочастотного ресурса средствами различного назначения; дать информацию о нормативах радиоизлучений, создающих непредумышленные помехи другим радиоэлектронным средствам, о методах их снижения до допустимого уровня и о системных и конструкторских решениях, позволяющих обеспечить установленные требования; научить принимать и обосновывать конкретные технические решения с учётом требований электромагнитной совместимости при последующей разработке и использования радиоэлектронной аппаратуры2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части (дисциплины по выбору) профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалистов по направлению специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы. Специализация подготовки:Антенные системы и устройства Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Электродинамика», «Электродинамика и распространение радиоволн», «Формирование радиосигналов», «Техническая электродинамика», «Устройства СВЧ и антенны», «Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных средств» Знания, полученные по освоении дисциплины, необходимы при выполнении дипломного проекта.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:Знать:
    основные источники научно-технической информации по обоснованию требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-6);причины возникновения излучений, создающих непредумышленные помехи другим радиоэлектронным средствам (ПК-24); структурные и схемотехнические решения, снижающие уровень непредумышленных мешающих излучений и наводок до допустимого уровня (ПК-9); источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по технологии обеспечения требований электромагнитной совместимости (ПК-3).
Уметь:
    самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета уровней и параметров мешающих связей, наводок и излучений и применять их для одновременного выполнения установленных требований и решения поставленной задачи (ПК-8); использовать программы расчеты параметров и характеристик аппаратуры при обеспечении электромагнитной совместимости (ПК-4) ; осуществлять поиск, анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые компоненты для обеспечения требований электроагнитной совместимости; анализировать информацию о новых технологиях обеспечения требований электромагнитной совместимости (ПК-14).
Владеть:
    терминологией в области нормирования и технических решений при обеспечении электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-3); навыками поиска информации о параметрах и характеристиках компонентной базы, используемой при обеспечении требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-6, ПК-15); информацией о технических параметрах компонентов устройств, используемых при обеспечении требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-6, ПК-15); навыками применения полученной информации при расчёте параметров, характеризующих непредумышленные мешающие электромагнитные воздействия (ПК-6, ПК-15)
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)

Обеспечение электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронных средств Контрольная работа
Фильтрация внутрисистемных помех Контрольная работа
Источники и уровни мешающих излучений в радиопередающих устройствах Контрольная работа
Взаимные помехи при усилении мощности нескольких сигналов в общей частотной полосе Контрольная работа
Электромагнитная обстановка в зоне радиоприема Контрольная работа
Роль антенных уст-ройств в формировании электромагнитной обстановки и обеспечении ЭМС. Контрольная работа
Организационные меры обеспечения ЭМС. Регламент радиосвязи.Рекомендации МСЭ Контрольная работа
Экзамен
Итого:

4.2.1. Лекции :

1. Обеспечение электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронных средств

2. Фильтрация внутрисистемных помех

Фильтрация внутрисистемных помех (принципы фильтрации помех, проникающих по проводам, необходимый уровень фильтрации внутрисистемных помех, расчет фильтров простейших типов, конструкция фильтров внутрисистемных помех).Особенности конструирования узлов РЭС с учетом обеспечения ЭМС.Методика выявления и устранения внутрисистемных помех.

3. Источники и уровни мешающих излучений в радиопередающих устройствах

Классификация компонентов мешающих излучений радиопередающего устройства. Минимизация излучений на гармониках, применение двухтактных схем. Снижение уровня модуляционных излучений в полосах частот, примыкающих к выделенной. Применение в радиопередающем устройстве видов модуляции с компактным спектром: сглаживание фронтов манипуляции, примение сигналов с модуляцией частоты и непрерывной фазой. Снижение уровня излучений на субгармониках и на комбинационных частотах. Станционные, индустриальные и шумовые составляющие мешающих излучений. Частотные маски при выполнении нормативов электромагнитной совместимости. Нормирование сверхширокополосных сигналов.

4. Взаимные помехи при усилении мощности нескольких сигналов в общей частотной полосе

Интермодуляционные и перекрёстные искажения при усилении мощности радиочастотных сигналов с частотным разделением каналов. Разрешение противоречия между энергетической эффективностью и уровнем интермодуляционных искажений при совместном усилении мощности нескольких полосовых сигналов. Явления АМ/АМ и АМ/ФМ преобразования в усилителях мощности СВЧ. Способы линеаризации амплитудных характеристик усилителей мощности СВЧ диапазона. Обеспечение требований электромагнитной совместимости в усилителях мощности с линеаризацией.

5.Электромагнитная обстановка в зоне радиоприема

Радиочастотный спектр как природный ресурс. Помехи. Источники помех естественного происхождения: атмосферные, космические, излучение поверхности Земли. Помехи искусственного происхождения. Линейные и нелинейные каналы распространения помех.Влияние условий распространения радиоволн на параметры сигналов и помех, формирование электромагнитной обстановки в точке приема. Расчет мощности помех и шумов на входе приемника.

6. Роль антенных устройств в формировании ЭМО и обеспечении ЭМС .

4.4. Расчетные задания : Расчетные задания не предусмотрены.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы: Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций.Практические занятия предусматривают решение расчётной задачи по конкретной теме и самостоятельное выполнение контрольной работы.Самостоятельная работа включает подготовку к тестам и контрольным работам, а также подготовку к зачету.6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов и контрольные работы. Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет. Допуск к зачёту осуществляется при получении оценок 5, 4 или 3 по всем контрольным работам трёх разделов дисциплины. В случае пропуска одного из практических занятий или получения хотя бы одной неудовлетворительной оценки по контрольным работам соответствующая контрольная работа пересдаётся преподавателю по этому разделу после окончания лекционных занятий. Оценка за освоение дисциплины по шкале 5, 4 или 3 определяется как округлённая до ближайшего целого числа среднеарифметическая из результатов устного ответа на дифференцированном зачете по билету, включающему 2 или 3 вопроса из разных частей курса. Если хотя бы по одному из вопросов оценка неудовлетворительная, то выставляется неудовлетворительная суммарная оценка за освоение дисциплины. В приложение к диплому вносится экзаменационная оценка за 10 семестр.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
    Покровский Ф.Н. Обеспечение электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронной аппаратуры. –М.: МЭИ, 2001.Белов Л.А. Обеспечение электромагнитной совместимости в радиопередающих устройствах. –М.: Изд дом МЭИ, 2011.Бодров В.В., Исаков М.В., Пермяков В.А. Внешняя электромагнитная совместимость и антенны. -М.: Изд. дом МЭИ, 2006.Управление радиочастотным спектром и электромагнитная совместимость радиосистем / под ред. М.А. Быховского. –М., ЭКО-ТРЕНДЗ, 2006.
б) дополнительная литература:
    Генерирование колебаний и формирование радиосигналов / под ред. В. Н. Кулешова и Н. Н. Удалова. –М.: Изд. дом МЭИ, 2008.Сборник рабочих материалов по международному регулированию планирования и использования радиочастотного спектра» в 4-х томах. -М.: НПФ «Гейзер», 2004. Геворкян В.М. Электромагнитная совместимость информационных систем. –М.: Издательство МЭИ. Ч. 1 – 2006, ч. 2 – 2007.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и демонстрационных лабораторных работ.Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалистов 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» для специализации подготовки: «Радиолокационные системы и комплексы»ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ: к.т.н., профессор Белов Л.А. д.т.н. профессор Покровский Ф.Н. д.ф.м.н. профессор Пермяков В.А.«СОГЛАСОВАНО» Директор ИРЭ к.т.н. доцент Замолодчиков В.Н."УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой формирования колебаний и сигналов д.т.н. профессор Удалов Н.Н. Зав. кафедрой радиоприёмных устройств д.т.н. профессор Гребенко Ю.А. И.о. зав. кафедрой антенных устройств и распространения радиоволн д.ф.м.н. профессор Пермяков В.А.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ (ИРЭ) ____________________________________________________________________ _______________________________________

Направление специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы

Специализация подготовки: Радиоэлектронные системы передачи информации

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ"

Цикл:

С3 профессиональный

Часть цикла:

· владеть методами решения задач анализа и расчета характеристик электрических цепей (ПК‑4);

· собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК‑6);

· осуществлять анализ состояния научно - технической проблемы, определять цели и выполнять постановку задач проектирования (ПК-8)

· осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности ;

· оценивать уровень ущерба для других радиоэлектронных средств уровня и характера внеполосных мешающих электромагнитных излучений, создаваемых проектируемым средством;

· учитывать отечественные и международные нормативные документы в области электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

Задачами дисциплины являются:

· познакомить обучающихся с процессами и источниками, создающими непреднамеренные помехи при конструировании радиоэлектронной аппаратуры и при совместном использовании эфирного радиочастотного ресурса средствами различного назначения;

· дать информацию о нормативах радиоизлучений, создающих непредумышленные помехи другим радиоэлектронным средствам, о методах их снижения до допустимого уровня и о системных и конструкторских решениях, позволяющих обеспечить установленные требования;

· научить принимать и обосновывать конкретные технические решения с учётом требований электромагнитной совместимости при последующей разработке и использования радиоэлектронной аппаратуры

· 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части (дисциплины по выбору) профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалистов по направлению специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы. Специализация подготовки:___________________

Антенные системы и устройства

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Электродинамика», «Электродинамика и распространение радиоволн», «Формирование радиосигналов», «Техническая электродинамика», «Устройства СВЧ и антенны», «Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных средств»

Знания, полученные по освоении дисциплины, необходимы при выполнении дипломного проекта.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа включает подготовку к тестам и контрольным работам, а также подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов и контрольные работы.

Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет. Допуск к зачёту осуществляется при получении оценок 5, 4 или 3 по всем контрольным работам трёх разделов дисциплины. В случае пропуска одного из практических занятий или получения хотя бы одной неудовлетворительной оценки по контрольным работам соответствующая контрольная работа пересдаётся преподавателю по этому разделу после окончания лекционных занятий.

Оценка за освоение дисциплины по шкале 5, 4 или 3 определяется как округлённая до ближайшего целого числа среднеарифметическая из результатов устного ответа на дифференцированном зачете по билету, включающему 2 или 3 вопроса из разных частей курса. Если хотя бы по одному из вопросов оценка неудовлетворительная, то выставляется неудовлетворительная суммарная оценка за освоение дисциплины.

В приложение к диплому вносится экзаменационная оценка за 10 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

1. Покровский электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронной аппаратуры. –М.: МЭИ, 2001.

2. Белов электромагнитной совместимости в радиопередающих устройствах. –М.: Изд дом МЭИ, 2011.

3. , Пермяков электромагнитная совместимость и антенны. - М.: Изд. дом МЭИ, 2006.

4. Управление радиочастотным спектром и электромагнитная совместимость радиосистем / под ред. . –М., ЭКО-ТРЕНДЗ, 2006.

б) дополнительная литература:

5. Генерирование колебаний и формирование радиосигналов / под ред. и. –М.: Изд. дом МЭИ, 2008.

6. Сборник рабочих материалов по международному регулированию планирования и использования радиочастотного спектра» в 4-х томах. - М.: НПФ «Гейзер», 2004.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалистов 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» для специализации подготовки: «Радиоэлектронные системы передачи информации»

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ:

к. т.н., профессор

д. т.н. профессор

д. ф.м. н. профессор

«СОГЛАСОВАНО»

Директор ИРЭ

к. т.н. доцент

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой формирования колебаний и сигналов

д. т.н. профессор

Зав. кафедрой радиоприёмных устройств

д. т.н. профессор

И. о. зав. кафедрой антенных устройств и распространения радиоволн

д. ф.м. н. профессор