Эксплуатационные расходы жкх включают в себя. Как правильно распределить затраты управляющей компании? Себестоимость единицы услуги, руб

Цеховые и общеэксплуатационные расходы.

Эта статья затрат - комплексная, она включает в себя:

2) отчисления на социальное страхование;

3) расходы по всем видам ремонтов производственного оборудования, сооружений, зданий, инвентаря;

4) прочие цеховые и общеэксплуатационные расходы.

1) Годовой фонд заработной платы (за 11 месяцев) цехового и обще-эксплуатационного персонала составляет - 529 тыс. р. После реконструкции он не изменится.

2) Отчисления на социальные нужды в размере 38.5%:

0.385 * (ЗП + п.1) = 0.385 * (1645 + 529) = 837 тыс. р.

3) Ремонтный фонд:

0.3 * Апв = 0.3 * 9862 = 2959 тыс. р.

4) Прочие расходы в размере 10%:

0.1 * (п.1 + п.2 + п.3) = 0.2 * (529 + 837 + 2959) = 865 тыс. р.

Всего цеховые и общеэксплуатационные расходы составят:

Ц = 529 + 837 + 2959 + 865 = 5190 тыс. р.

6. Общехозяйственные расходы.

ОХР = 0.2 * (М + Э + ЗП + Апв + Ц), тыс. р.

где М - затраты на материалы, тыс. р.;

Э - затраты на электроэнергию, тыс. р.;

ЗП - затраты на заработную плату, тыс. р.;

Апв - амортизация на полное восстановление, тыс. р.;

Ц - цеховые и общеэксплуатационные расходы, тыс. р.

ОХР = 0.2 * (83 + 2484 + 1645 + 9862 + 5190) = 3853 тыс.р.

Расходы по содержанию внутридомовых сетей.

Расходы по содержанию внутридомовых сетей приняты в размере 1% от ОХР:

Pсвдс = 0.01 * 3853 = 39 тыс. р.

Общая сумма годовых эксплуатационных затрат сведена в таблицу.

Статьи затрат

Годовые эксплуатационные расходы, тыс. р.

Себестоимость ед. услуг,

Структура себестоимости,

Материалы

Электроэнергия

Зарплата производственных рабочих

Амортизационные отчисления

Цеховые и общеэксплуатационные расходы

Общехозяйственные расходы

Расходы на содержание внутридомовых сетей

Себестоимость единицы услуг определяется как частное от деления суммы всех годовых эксплуатационных расходов на количество реализованных услуг за тот же период:

Суд = Сп/Q = 23156/13901 = 1.7 р./м3.

Технико-экономические показатели проекта

1. Годовая производительность системы после реконструкции - 13901 тыс. м3/год;

2. Прирост годовой производительности - 8872 тыс. м3/год;

3. Капитальные вложения в реконструкцию системы - 29106 тыс. р.;

4. Удельные капитальные вложения - 3.28 руб/м3;

5. Капитальные вложения в реконструкцию ОС - 13050 тыс. р.;

6. Прирост производительности ОС - 24308 м3/сут;

7. Стоимость строительства единицы суточной мощности - 540 р/м3*сут;

8. Стоимость строительства канализационного коллектора - 8389 тыс.р.;

9. Протяженность коллектора - 3715 м;

10. Стоимость строительства 1 пм коллектора - 2.26 тыс.р./пм

11. Годовые эксплуатационные расходы системы - 23156 тыс. р.;

12. Себестоимость 1 м3 отведенной и очищенной сточной воды - 1.7 р/м3.

Еще статьи по теме

Влияние токсических веществ на загрязнение почвы
Интенсификация сельского хозяйства, переход к индустриальным методам производства, создание крупных агропромышленных и животноводческих комплексов, широкий размах мелиоративного строительства и химизации сельскохозяйственных угодий в...

Экология
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этог...

Методики, которыми должен руководствоваться экономист ЖКХ

Пример калькуляции себестоимости очистки воды

Обоснование размера амортизационных отчислений в случае, когда одни и те же основные средства используются для выработки различных услуг

Контроль объема выработанных услуг в натуральных измерителях и в количественных показателях при калькулировании себестоимости

Регуляторы и потребители услуг предъявляют все более жесткие требования к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), управляющим компаниям. Это касается качества оказываемых услуг, энергоэффективности, прозрачности и обоснованности тарифов. Последнее — прямая ответственность экономиста. Задача профессионального экономиста — рассчитать стоимость всех видов работ (услуг), выполняемых предприятием: техническое обслуживание зданий и лифтов, внешнее благоустройство зданий, уборка придомовых территорий, озеленение территории, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и т. п.

Рассмотрим специфику калькулирования себестоимости очистки воды.

Методики

Цель учета затрат и калькулирования себестоимости — своевременно, полностью и достоверно отразить фактические затраты на выполнение и реализацию услуг в документах о финансово-хозяйственной деятельности, а также проконтролировать эффективность использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Цель калькулирования единицы услуги — обосновать тариф на жилищно-коммунальное хозяйство, исчислить налоги, оценить эффективность проведенных технологических и экономических мероприятий.

Отдельно на управляющие организации возложены обязательства по раскрытию финансово-экономической информации (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (в ред. от 27.09.2014) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»), в состав которой входят:

  • сметы доходов и расходов, отчет о выполнении смет доходов и расходов;
  • информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости работ (услуг);
  • информация об оказываемых коммунальных услугах, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

Важно!

Каждое предприятие сферы ЖКХ и управляющие компании должны иметь калькуляции на свои услуги.

Учет и калькулирование жилищно-коммунальных услуг выполняется на основании Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9 (в ред. от 13.10.2000; далее — Методика).

В Методике представлены формы отчетных калькуляций себестоимости жилищно-коммунальных услуг:

6-в и 6-к — водоснабжение и водоотведение;

6-т — теплоснабжение;

6-гвс — горячее водоснабжение

6-э — электроснабжение;

6-с — санитарная уборка городов;

6-г — гостиницы;

6-п — прачечные.

6-б — бани;

6-общая — прочие виды деятельности

На этапе учета и калькулирования себестоимости отдельных видов работ, при расчете тарифов рекомендуем учитывать положения Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 29.12.1997 № 17-142 (в ред. от 23.02.1999).

Поскольку большая часть предприятий ЖКХ, управляющих компаний относится к регулируемым организациям, на предприятии должны быть следующие распорядительные документы:

  • утвержденные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • порядок регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
  • методические указания о порядке расчета тарифов и размера платы за услуги;
  • система показателей и информационных данных, представляемых для утверждения тарифов;
  • перечень норм и нормативов, которыми должно руководствоваться предприятие при планировании материальных, трудовых и прочих затрат;
  • порядок взаимоотношений с бюджетом;
  • другие документы, имеющие отношение к регулируемой деятельности.

К сведению

Как правило, это распорядительные документы регулирующих органов, но не исключается и издание внутренних локальных нормативных актов.

Если экономист приходит на предприятие, где уже существует экономическая служба, то с введением в должность проблемы возникают редко — есть наставник или более опытный коллега, который подскажет (даст указание), что и как нужно делать. А если должности экономиста ранее не было, то у нового сотрудника может возникнуть вопрос, какие делать расчеты и какие сдавать отчеты.

1) мониторьте действующее законодательство. ЖКХ — сфера достаточно зарегулированная, «нормативка» указанными методиками не ограничивается, постоянно издаются новые законы, приказы и т. п.;

2) согласуйте с главным бухгалтером, как в его представлении выглядят обязанности экономиста на предприятии, поскольку именно главный бухгалтер несет ответственность за финансово-экономическую деятельность компании и в его интересах задать правильное направление в работе экономиста. Кроме того, главный бухгалтер — это еще и лучший внутренний контролер;

3) совет для экономистов негосударственных предприятий — выясните у собственников, директора компании, какие отчеты, расчеты, калькуляции будут им интересны с точки зрения контроля и принятия управленческих решений, кроме обязательных и утвержденных на законодательном уровне;

4) если позволяет бюджет компании — посетите семинар по учету и правовым вопросам в сфере ЖКХ, подпишитесь на специализированные издания для бухгалтеров и экономистов ЖКХ. Это позволит определить первостепенные задачи, избавит от ненужной работы, позволит поддерживать высокий уровень квалификации.

Калькуляция

Элементы затрат и статьи калькуляции зависят от видов деятельности компании, ее специфики и оргструктуры.

Чтобы изучить организационную структуру компании, целесообразно пройти по производственным подразделениям, провести беседы с персоналом, не связанным с ведением учета. Это позволит получить необходимую информацию, представление об условиях производства и определить:

  • информацию и сроки, необходимые для контроля;
  • содержание внутренней отчетности;
  • правильность выбора объектов учета;
  • формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения.

Кроме того, знание технологии производства поможет выбрать наиболее рациональные формы и методы учета затрат на производство услуг и калькулирования себестоимости услуг, цель которых — проконтролировать соблюдение производственных норм и норм потребления жилищно-коммунальных услуг.

Элементы затрат согласно типовой калькуляция на очистку воды по Методике:

  • электроэнергия;
  • материалы;
  • амортизация (износ);
  • ремонт и техническое обслуживание (в т. ч. капитальный ремонт);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • цеховые расходы.

Рассмотрим калькуляцию себестоимости очистки воды исходя из специфики отдельно взятого предприятия.

В составе материальных затрат (стр. 2) отражается стоимость реагентов, а также фильтрующих материалов. Определяется по их фактическому расходу, действующим ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов.

Прямых затрат в виде затрат на оплату труда в условиях данного предприятия нет, поскольку процесс автоматизирован, реагенты подаются с помощью насосов-дозаторов. Штатный аппаратчик химводоочистки отнесен к вспомогательному персоналу цеха, поэтому его зарплата отражается по статье «Цеховые расходы» (стр. 7).

В строке 3 «Амортизация» указываются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, находящихся на балансе организации ЖКХ и используемых для очистки воды. С определением суммы амортизационных отчислений могут возникнуть трудности из-за отсутствия ответов на вопросы:

1. Амортизацию по перечню каких объектов основных средств включать в себестоимость очистки воды?

2. Основное средство используется только для очистки воды или для других процессов (услуг) тоже? Например, для очистки воды и услуг по подаче технической воды часть оборудования может быть одна и та же — насосы, водоводы, здание и т. п. Соответственно экономисту необходимо определить, какую часть амортизационных отчислений отнести на процесс очистки, а какую — на процесс подачи техводы. За базу распределения можно взять объем воды (как, например, в форме «Расчет-распределение амортизационных отчислений»), время работы оборудования или сумму прямых затрат.

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит провести совещание с мастером участка, главным инженером и определить, какое оборудование брать, а результаты совещания закрепить актом-расчетом, который и будет для экономиста основанием. Утверждают акт-расчет главный бухгалтер и директор предприятия.

Аналогичная ситуация по электроэнергии (строка 1): необходим, во-первых, обозначенный перечень оборудования; во-вторых —значения потребленной электроэнергии. Оптимальный вариант — показания приборов учета. Если счетчиков нет, тогда выхода два:

1) включать в себестоимость затраты на силовую электроэнергию, используемую на двигательные и технологические нужды, исходя из норм расхода электроэнергии, объема выполненных услуг, установленной мощности электродвигателей и действующих тарифов;

2) при отсутствии норм расхода электроэнергии затраты электроэнергии (Э п) рассчитываются на основе данных:

О суммарной установленной мощности электромоторов (m );

Числе часов их работы в смену (Т см);

Числе рабочих дней за отчетный период (D р);

Числе смен работы цеха (а );

Коэффициента полезного действия (h ):

Э п = m × Т см × D р × а × h .

В графе 4 указаны затраты на ремонт и техническое обслуживание основных средств, используемых для очистки воды. Затраты на ремонт рационально расшифровать по статьям затрат. Рассмотрим более детально две из них:

1) материалы (4.1) — запасные части, используемые для текущего и капитального ремонта оборудования, механизмов и других основных средств жилищно-коммунального хозяйства, для обслуживания основных средств;

2) затраты на оплату труда — зарплаты и полагающиеся надбавки, премии рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием оборудования именно для процесса очистки воды.

На крупных предприятиях, как правило, отдельно выделяют рабочих или бригады, которые занимаются именно ремонтными работами оборудования по очистке. Тогда указывают просто взять всю зарплату такого рабочего или всейбригаде.

На небольших предприятиях одни и те же рабочие могут обслуживать оборудование нескольких участков, по нескольким услугам, например кроме обслуживания участка очистки воды проводить работы по ремонту, монтажу теплосетей, выполнять слесарные работы в домах.

Важно!

Учет выработки ремонтных рабочих следует вести в разрезе тех объектов, где выполнялись работы.

Как быть, если учет не велся? Необходимо обратиться к мастеру и выяснить, сколько времени (% от общего времени) и на каких работах находились рабочие. Можно воспользоваться данными пропускной системы — сколько времени на каком объекты пребывали рабочие. Но это единоразовая мера. Необходимо наладить получение от мастеров участков нарядов выполненных работ в разрезе объектов, обработку, систематизацию и хранение такой информации.

Цеховые расходы (стр. 7) включают заработную плату административно-управленческого и инженерно-технического персонала цеха очистки, амортизационные отчисления, затраты по содержанию зданий и инвентаря общецехового назначения, включая их текущий ремонт, на охрану труда в цехе (устройство и содержание ограждений машин и их движущихся частей, люков, отверстий, сигнализации и т. п.), другие цеховые затраты.

В статью калькуляции «Услуги сторонних организаций (услуги лаборатории)» (стр. 10) включают следующие затраты:

  • на проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов;
  • контроль за соблюдением установленных технологических процессов, нормативов реализации услуг (проведение замеров расхода воды, тепла, топлива и т. п.);
  • ремонт основных средств и пр.

К работам и услугам производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов (например доставка материалов, запасных частей и др.). В нашем случае на эту статью отнесены услуги лаборатории по проведению анализов очищенной воды, поскольку в штате компании нет своей лаборатории.

К сведению

Если в цехе есть собственная лаборатория по определению качества воды, то статьи «Услуги лаборатории не будет», а в цеховые расходы должны быть включены расходы по содержанию цеховой лаборатории: затраты на оплату труда лаборантов, отчисления на соцнужды, амортизация оборудования, оплата материалов для анализов и проб и другие расходы.

Аналогично с затратами на техническое обслуживание, поверку, ремонт и замену приборов учета (стр. 6):

  • если эти работы выполняет структурное подразделение компании и четко известны затраты, их можно условно приравнять к прямым, значит, можно отражать, как это сделано в калькуляции;
  • если руководство не интересует этот вид затрат (хотя для ЖКХ это принципиально) и работы выполняются службой предприятия, эти затраты могут находится в составе общеэксплуатационных расходов;
  • если такая работа выполняется сторонней, как правило, специально сертифицированной организацией, то затраты плюсуются к «Услугам сторонних организаций» (стр. 10).

Статья «Проведение аварийно-восстановительных работ» (стр. 5) комплексная и включает затраты:

  • на оплату труда работников, закрепленных непосредственно за этой службой;
  • отчисления на соцнужды от затрат на оплату труда этой категории работников;
  • материалы и запасные части, используемые для ликвидации аварии;
  • амортизацию оборудования, закрепленного за аварийно-диспетчерской службой;
  • на горючее и смазочные материалы, используемые аварийными машинами в процессе ликвидации аварий;
  • оплату услуг сторонних организаций, единой диспетчерской службы, связанных с ликвидацией аварий.

Здесь также возможны варианты в учетной политике: затраты на аварийно-восстановительные работ могут относится на затраты на ремонт оборудования.

  • затраты на ремонт планируются и учитываются в разрезе затрат на капитальный и текущий ремонт, есть соответствующие сметы. Запланировать аварийные ситуации — что именно поломается и когда — невозможно. Планируются затраты на аварийно-восстановительные работы исходя из анализа фактической надежности работы объектов ЖКХ. Когда экономист работает с фактом, важно разделять затраты: какие запчасти и материалы использовались на текущий ремонт, а какие — на аварийно-восстановительный. Для этого в первичных документах должна указываться соответствующая аналитика;
  • себестоимость очистки воды является частью Отчетной калькуляции себестоимости отпущенной воды (форма 6-в Методики), где проведение аварийно-восстановительных работ выделено отдельным показателем.

Затраты по управлению организацией (стр. 9.1) включают затраты на оплату труда и соцотчисления работников аппарата управления компании, затраты на все виды командировок работников управления, на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы (услуги переводчиков, затраты на проведение совета директоров и ревизионной комиссии), прочие расходы (типографские, почтовые, телефонные, канцелярия), затраты на содержание технических средств управления, содержание зданий и помещений управления (отопление, освещение), расходы на ремонт инвентаря.

К общехозяйственным расходам (стр. 9.2) относят затраты на оплату труда, соцотчисления общеэксплуатационного, не административно-управленческого персонала. Это абонентский отдел, отдел сбыта, диспетчеры, лаборатория (если лаборатория обслуживает в целом все подразделения предприятия), кладовщики центрального склада.

К общехозяйственным расходам относят затраты по содержанию всех основных средств общеэксплуатационного характера; их амортизацию; затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения; затраты на охрану труда, производимые для общепроизводственных целей; затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, прочие расходы общехозяйственного назначения.

Обратите внимание!

Общеэксплуатационные расходы (раздел 9 калькуляции) распределяются по видам услуг и работ, выполняемым производственными подразделениями организации, пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги и работы или другим способом, утвержденным в учетной политике компании.

Баланс по воде

На себестоимость очистки 1 м 3 воды (стр. 12) влияют два показателя:

1) суммарные затраты за период;

2) объем выработанных услуг в натуральных измерителях (стр. 11).

Важно!

Собрать все затраты за период недостаточно — необходимо быть четко уверенным в натуральных количественных показателях.

В данном случае объект калькулирования — кубометры очищенной воды.

Производственная программа организаций может предусматривать как расход воды на питьевые (очищать), так и на технические нужды (не очищать). Поднятая вода частично теряется в трубопроводах (утечки) или не полностью учитывается водомерами, что оказывает влияние на конечную себестоимость.

Объем очищенной воды необходимо подтверждать приборами учета, следовательно, необходимо вести (организовать ведение) журналов учета по каждому счетчику.

На практике все намного сложнее: редко показания только одного счетчика можно использовать для определения количества калькулируемых услуг — необходимо составлять «балансы». Например, достаточно простая схема показана на рисунке, но на практике может быть гораздо больше разветвлений в системе, приборов учета.

Количество очищенной воды в этом случае равно:

Водомер № 3 = Водомер № 1 - Водомер № 2.

Экономист должен четко знать «арифметику» приборов учета, т. е. какие водомеры участвуют в расчете, какие данные суммируются, какие вычитаются и т. д.

Как мы уже говорили, оптимальный вариант — вести учет очищенной воды в виде баланса. В этом случае экономист видит количество, необходимое для калькулирования себестоимости, потери, может оценить динамику других показателей (объем добычи (поднято), сколько пропущено через очистные сооружения), сопоставить количественные показатели с затратами.

Теоретически количество поданной воды на установку очистки должно совпадать с суммарным объемом очищенной воды и стоков. Но практически такое равенство можно получить не всегда из-за протечек, иных не идентифицированных потерь.

Если такие расхождения на предприятии есть постоянно, устанавливают процент допустимых потерь.

В нашем балансе допустимый процент потерь — 2 от суммы граф «Стоки» и «Очищенная вода»:

(8 + 0,6) × 2 / 100 = 0,2 м 3 .

Обратите внимание!

Если потери превышают допустимые значения, необходимо выяснять их причины.

В графе «Потери» рассмотренного баланса как раз и указана разница между подачей на установку и приборами учета после установки очистки.

Особого внимания для правильного расчета себестоимости необходимо уделять и данным графы «Стоки». По сути стоки — это технологические потери.

Например, при механической очистке воды (от примесей, взвесей, цвет, запах) потери на промывку (та вода, которая уходит через водомер в стоки) составляют от 7 до 15 %. При очистке, приводящей к изменению химического состава воды (осматические установки), потери могут составлять от 30 до 50 % в зависимости от селективности и производителя мембраны, качества входящей воды.

Важно!

В компании должны быть утверждены технически обоснованные нормы технологических потерь и порядок калькуляции себестоимости, если потери превышают установленные лимиты.

Выводы

От правильно выстроенного процесса калькулирования затрат и исчисления себестоимости на всех этапах ее формирования зависит:

  • принятие правильных управленческих решений по оптимизации затрат, снижению убыточности по отдельным видам деятельности;
  • экономическое обоснование тарифов на оказываемые услуги;
  • повышение объективности в принятии решений регулирующими органами по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Экономисту важно так организовать свою работу с фактическими данными в разрезе нужных аналитик, чтобы он мог предоставлять как калькуляции и отчетность, определенную законодательством (Методикой и другими документами), так и отчетность по запросу и в интересах собственника.

размер шрифта

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 28-12-2000 304 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕНЫ НА ТЕПЛОВУЮ... Актуально в 2018 году

2.9. Определение общеэксплуатационных расходов

2.9.1. Статья "Общеэксплуатационные расходы" является комплексной и по ней определяются затраты по управлению предприятием, общехозяйственные расходы, сборы и отчисления.

2.9.2. По элементу "Расходы по управлению предприятием" определяются:

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Затраты на командировки и перемещения;

Затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

Представительские расходы;

Прочие расходы.

По статье "Затраты на оплату труда" определяются затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, выполняющих общие функции управления на предприятии: общее руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, комплектование и учет кадров, материально - техническое снабжение, надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов, общее делопроизводство, охрана труда, правовое обслуживание, технико - экономическое планирование, организация труда и заработной платы, программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники и др.

Для определения необходимой численности работников могут быть использованы "Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть II. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденные Приказом Госстроя России от 12.10.99 N 74.

Расходы по оплате труда определяются на основании отраслевого тарифного соглашения и коллективного договора (локальных нормативных актов по оплате труда).

По указанной статье определяется и резерв на отпуска для руководителей, специалистов и служащих.

По статье "Отчисления на социальные нужды" определяются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам "Затраты на оплату труда" работников управления предприятием.

По статье "Затраты на командировки и перемещения" определяются затраты на все виды служебных командировок работников, занятых управлением предприятия, на основе установленных законодательством норм для включения в себестоимость.

По статье "Затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг" определяются соответствующие затраты на основании заключенных договоров в соответствии с действующими нормативными документами.

По статье "Представительские расходы" определяются соответствующие затраты на основе установленных законодательством норм для включения в себестоимость.

По статье "Прочие расходы" определяются расходы по организации функционирования предприятия в целом: типографские, почтовые расходы, расходы по обслуживанию средств вычислительной и организационной техники, содержание административных зданий и помещений и др.

Определение расходов по указанной статье возможно на основе анализа данных предприятия за ряд лет.

2.9.3. По элементу "Общехозяйственные расходы" определяются следующие затраты:

Амортизация основных средств;

Ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения;

Охрана труда;

Транспортные расходы;

Подготовка кадров;

Испытания, опыты, рационализация и изобретательство;

Оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков;

Прочие расходы.

По статье "Содержание общеэксплуатационного персонала" определяются затраты на оплату труда, а также отчисления на социальные нужды общеэксплуатационного персонала предприятия: отдела сбыта энергии, тепловой инспекции, производственной лаборатории и др.; рабочих склада, рабочих, осуществляющих содержание и ремонт административных зданий и помещений.

Порядок определения затрат аналогичен расчету затрат по указанному элементу в других статьях.

По статье "Содержание зданий, сооружений и инвентаря" определяются затраты по содержанию основных средств и инвентаря общеэксплуатационного назначения. По указанной статье определяются затраты на материалы для содержания и ремонта общеэксплуатационных помещений, затраты на водоснабжение, канализацию, отопление, электроснабжение общеэксплуатационных помещений и т.д.

Порядок определения затрат по данной статье аналогичен расчету затрат по соответствующим элементам в других статьях.

По статье "Амортизация основных средств" определяются затраты на полное восстановление основных средств общехозяйственного назначения. Расчет по данной статье производится на основании установленных норм от среднегодовой стоимости основных средств общехозяйственного назначения.

По статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения" определяются затраты на все виды ремонтов основных средств общехозяйственного назначения. По указанной статье определяются затраты, если на предприятии не создается ремонтный фонд. Методика определения расходов по данной статье аналогична расчету затрат по данному элементу в составе цеховых расходов.

По статье "Охрана труда" определяются затраты на охрану труда, производимого для общехозяйственных целей. Расчет по данной статье аналогичен элементу "Охрана труда" в составе цеховых расходов.

По статье "Транспортные расходы" определяются расходы предприятия по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых городским транспортом общего пользования.

Указанные расходы определяются в соответствии с заключенными договорами с транспортными предприятиями.

По статье "Подготовка кадров" определяются затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Указанные расходы определяются на основании заключенных договоров с организациями, осуществляющими профессиональную подготовку.

По статье "Испытания, опыты, рационализация и изобретательство" определяются затраты на проведение указанных работ, выплату авторских вознаграждений и другие затраты.

По статье "Содержание и эксплуатация фондов природоохранного назначения" определяются затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и т.д.; а также оплата услуг предприятий за очистку сточных вод и другие виды текущих природоохранных затрат в соответствии с заключенными договорами.

По статье "Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны" определяются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда вахтеров, сторожей, а также износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (оплата спецодежды).

В случае, если функции по пожарной, военизированной и сторожевой охране выполняют сторонние предприятия, то по указанной статье определяются затраты в соответствии с заключенными договорами.

По данной статье определяются также затраты на оплату труда рабочих, занятых на работах по содержанию охранной, пожарной сигнализации и оборудования дымоудаления и пожаротушения, а также отчисления на социальные нужды в том случае, если указанные работы выполняют работники предприятия. В случае, если указанные работы выполняются сторонними предприятиями, по данной статье определяются затраты в соответствии с заключенными договорами.

По статье "Оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков" определяются соответствующие расходы в соответствии с заключенными договорами с финансово - кредитными организациями в установленном нормативно - правовыми актами Российской Федерации порядке.

По статье "Прочие расходы" определяются другие общехозяйственные расходы, не учтенные при определении вышеуказанных элементов (статей) себестоимости в составе общеэксплуатационных расходов.

2.9.4. По статье "Сборы и отчисления" определяются сборы и прочие обязательные отчисления и расходы по предприятию, производимые в соответствии с порядком, установленным законодательством.

2.9.5. Распределение затрат по статье "Общеэксплуатационные расходы" между производством и передачей и распределением энергии производится по одному из следующих вариантов пропорционально:

Количеству условных единиц по указанным технологическим циклам;

Заработной плате рабочих.

ГОС УДАР СТВЕННЫЙ КОМ ИТ ЕТ Р ОСС ИЙС КОЙ ФЕДЕРАЦИ И
ПО СТРОИТЕЛ ЬСТ ВУ И ЖИЛ ИЩНО-КОММУ НАЛ ЬНОМУ КО МПЛЕКСУ

ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В Ж ИЛ ИЩНО-КОММУ НАЛЬНОМ ХО ЗЯ ЙСТВЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В Ж ИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХО ЗЯ ЙСТВЕ

МЕТОД ИЧЕСКИЕ РЕКОМЕ НД АЦ ИИ
ПО ОПРЕД ЕЛЕ НИЮ НОР МАТ ИВОВ
ОБ ЩЕЭ КС ПЛУАТА ЦИО ННЫХ Р АСХО ДОВ
В ТАР ИФАХ НА СО ДЕРЖА НИЕ И РЕМОНТ
ЖИЛИЩ
НОГО ФОНДА

Моск ва

2003

1. Основные положения

1. 1. Мето дическ ие рекомен да ции по о пре деле нию норма тивов общеэ ксплуатацион ных ра сходов в тар ифах на содержа ние и ремонт жилищного фо нда (далее М етод ич еские рекомендации) по зволяют опре делить в ел ич ину обще эксплуа тацио нных расходов, которая являетс я одно й из основ ных составляю щих сто имос ти работ по содержан ию и ремонту жилищного фонда.

1. 2. Метод ическ ие рекоме нда ции явл яются осно вой для разр аботк и и утверж де ния орга нами местного самоуправлен ия нормативно-метод ическ их документов по вопросам ценообра зован ия, формиро ва ния «прозрачной» и обосно ва нной стр уктуры сто имос ти работ по сод ержанию и ремонту жил ищного фонда.

1. 3. Метод ич ески е рекомендаци и предназначе ны для собст венн иков ж ил ищного фо нда, орган иза ций , занятых содержанием и ремо нтом ж ил ищного фонда, незав ис имо от организа ционно -правовых форм , и органов по регул иров ан ию т арифов.

1. 4. В мето дическ их рекоменда циях под общеэкспл уатацио нными р асхо дами подра зу ме вается совокуп ность затрат по управлению , обслуж иванию и орган иза ци и работ по содержан ию и ремон ту ж илищного фонда.

1. 5. При опре деле нии сто имости работ со держан ия и ремонта жилищн ого фонда зака зч ик и подрядч ик вправе уста навли ват ь р азлич ные методы определен ия вел ичины общеэкспл уатац ио нных расхо дов:

нормат ивным методо м (на осно ве их нормат ивно й в ел ич ины) ;

методом кал ькул ирования расходов по статьям затрат.

1.6. Обще эксплуата цион ные рас ходы включают следую щие осно вные группы расходов:

Адм ин истрат ивно-хозя йстве нн ые расходы;

Расхо ды по обслуживанию ра бо тнико в про изводства;

Расходы по орга низа ции работ;

Проч ие об щеэ ксп луатацио нн ые расхо ды.

1. 7. В метод ических рекоменда циях эконом ичес кое обоснован ие вел ич ины общеэксплуатац ионных расхо дов произ вод ится на основе совокупност и трудовых ,матер иальных и ф ина нсовых норм и нормат ивов.

1. 8. Переч ень затрат, включаем ых в нормативные обще экспл уа тацио нные расходы, приве ден в приложен ии.

2. Определение величины общеэксплуатационных расходов

2.1. Определение нормативных общеэксплуатационных расходов

2. 1. 1. Нормат ив ная вел ич ина общеэ ксплуатацион ных расходов опр еде ляе тся в про це нтах от фо нда опл аты труда рабоч их ,занятых содер жа нием и ремо нтом жил ищного фонда и зав ис ит от общей площад и обслуж иваемого жил ищного фо нда.

2. 1. 2. Р екоме ндуемое з наче ние нор матива об щеэкспл уатацио нных расходов составляет от 70 д о10 % к пла нируемому фонду оплаты труд а рабоч их , в том ч исле по основным группам расходов:

А дми нистра тивно-хозяй стве нные р асходы от 58 до 90 %

Расходы по обслуживанию работников производства от 5 до 7 %

Расходы по орга низации работ от 5 до 9 %

Проч ие обще экспл уата ционн ые расход ы от 2 до 4 %.

Пр и этом в фонд оплаты труда рабоч их вк лючаются все виды о тч исле ний стимул иру ющего и компе нс ирующего характера, выплач иваемые за счет себестоимост и в соот ветствии сде йст вую щим зако нодательс твом.

2. 1. 3. На величи ну норматива обще экспл уата ционн ых расходов кроме обще й площад и жилищ но го фо нда, влияют технические характе ристик и ж илых домов (этажност и, матер иал стен, степе нь благоустройств а и т.п.), котор ые могут допо лн ительно у читы ватьс я в виде поправочных коэфф ициентов.

В табл ице . пр иведен норматив обще эк сплуата цион ных расходов в завис имост и от о бще й площад и обслу живаемого ж ил ищного фо нда.

Табл ица 2. 1. 3.

Об щая площа дь о бслу жива емого ж ил ищ ного фонда, ты с. м 2

Норм ат ив общ еэкспл уатацион ных р ас хо дов, в пр оце нт ах от фонда оплаты тр уда раб очих

Вс ег о

в т .ч.

а дми нистра тивно-хозяй стве нные р асходы

расходы по обслуживанию работников производства

расходы по орга низации работ

проч ие обще экспл уата ционн ые расход ы

Свыше 700

70 - 79

58 - 64

5 - 6

5 - 6

2 - 3

700 - 351

80 - 89

67 - 73

6 - 7

350 - 101

90 - 99

75 - 81

6 - 7

3 - 4

Менее 100

100 - 110

83 - 90

8 - 9

2. 2.1. При исполь зовании метода калькул ирован ия обще эксплуатацио нные расходы определя ются на ос нова нии да нных стат ис тическо йи бухгалтерско й отчетност и с уче том их д инамик и за ряд лет и намечаемых в план ируемом пер иоде и зме не ний.

2. 2. 2. Пр имер ный пере чень документов для определе ния вел ич ины обще эксплуа та ционных расходов ме тодом калькулирован ия по стат ьям затрат приведен в приложен ии .

2. 2. 3. Пр имер р ас чета вел ичины общеэксплуата цио нных расходов методом ка лькул ирования по статьям затрат пр иведен в пр иложени и .

Приложение 1

Перечень затрат, включаемых в общеэксплуатационные расходы

1. Админ истративно-хоз яйственные расходы:

1.1. Затраты на опл ат у труда , нач исле ния стиму лирую щего и ком пенс ир ую щего хара ктера , в том ч исле премии за производстве нны е результаты, надбавк и к тар иф ным ставкам и оклад ам за профессионал ьное мастерс тво, высоки е достижен ия в тру де, за работу в ночное вр емя, за совме ще ние пр офесс ий и др., работ ников адм инистрат ивно-хо зя йственного персонала:

1.1.1. Работников а ппарата управле ния (руковод ителе й, спе циалистов и др угих служащих);

1.1.2. Работников, осуществляющих операт ивное руководство эксплуата цие йи текущ им ремонтом жил ищ ного фонда (на чальн иков у част ка , инженеров , мастеров, техни ков);

1.1. 3. Рабочих , осу ществляю щих хозя йственное обслу живание р або тн иков адм инистра тивных поме щен ий (уборщ иков поме ще ний, гардеробщи ко в и др.).

1. 2. О тчисления на со циальные нужды по установлен ным законодательст вом нормам от зат рат на опл ату труда указа нных к атегори и работников (от числе ния в пенс ионны й фо нд, в фонд об язательного мед ицинс кого страхо ва ния , в фон д соц иального стр ахован ия и др.) ;

1. 3. Расходы на обеспечен ие бесперебой но й деятель ности а дмин истра тивно -хозя йст венного персонала:

1. 3. 1. По что во-теле граф ные и телефонные рас ходы , расхо ды на содержан ие и эксплуатацию телефонных ста нций, коммутаторов, установок д испе тчерской , рад ио -, а также факс имильной, спутниково й и других в идов связ и,используемых для управ лен ия ор га низац ией, расхо ды на аренду указанных средст в связ и ил и на оплату соответствующих услуг, пре доста вля емых другими организац иям и по договорам;

1. 3. 2. Расходы на содержание и эксплуа тац ию вычисл ительной техн ик и,используемой для управлен ия и наход яще йся на балансе организа ции , а также расходы на оплату соответствую щих работ, услуг, выполняемых по договорам;

1. 3. 3. Т ипографские расходы , расходы на содержан ие и эксплуата цию оргтехник и;

1. 3. 4. Расходы на приобрете ние кан целярс ких пр инадлежностей, бл анков у чета , о тчетност ии дру гих документов, период ических издан ий, необходимых для дост ижения производственных целе йи у пра вле ния предпр иятием, на пр иобретен ие техн ическо й л итературы, переплетные работы;

1. 3. 5. Расходы на командировк и работнико в упра влен ия, включая рабо тн иков у правления подразделений и работнико в, обслуживаю щих служебный лег ковой автотранспорт, в соответстви и с установленными законодательством нормами (затраты на проез д работ ника в оба кон ца, наем жилого поме щен ия , суточные, оформление, выдача в из и др.);

1. 3. 6. Расходы на оплату юридичес ких ,информац ионных и иных а налог ичных ус луг в соот вет ствии с заклю ченными договорами, непосредстве нно св язанных с про изводс твом продук ци и (работ , услуг), обусло вл енных технолог ие й и орг ан из ацие й про изводства ил и на правле нных на обеспе чен ие услови й эфф ект ивного функц ио нирова ния орга низац ии в целом;

1.3. 7. Расходы на оплату аудиторских услуг, связан ных с проверкой достоверност и бухгалтерско й (финансовой) отче тно сти, в соответств ии с де йствую щим за конодател ьством;

1.3.8. Предс та вител ьские расходы, связанные с оф ициал ьным прие мом и обслуживан ием предста вителей дру гих органи заций, участвую щих в переговорах в цел ях у стано влен ия и поддержа ния взаимного сотрудн ичества , а та кже у частн иков, прибывш их на заседан ие совета директор ов (прав ле ния) ил и ру ково дя щего органа , не завис имо от места проведения указан ного меропр ият ия, а также расходы по про веден ию офи циал ьного пр иема (завтрака, обеда л и иного аналог ичного меропр иятия) дл яуказан ных лиц, тр анспортное обеспе че ние доставк и эт их л иц к месту проведе ния представительс кого м еропр иятия и (ил и) заседа ния руководящего ор гана и обрат но , буфетное обслуж иван ие во время переговоров, оплата услу г перевод чиков, не со стоящ их в штате орган иза ции, по обеспечен ию перевода во время прове дения пре дставительс ких меропр ия ти й;

1. 3. 9. Затра ты по содержан ию и ремонту осно вных сре дств иинве нтаря обще экспл уатац ио нно гоназначе ния (зда ний, сооружений, передаточ ных устро йств , дворовых терр итор ий, складс ких поме щен ий , организа цииез складск их пом еще ний по дра зделен ий) , включая грузопод ъемное оборудова ние, по гр узоч но-раз гр узоч ные маш ины и оборудован ие для обслу живан ия склад ов и т.п.):

- затраты на смазочные, обтирочные и др. ма тер иалы, инвент арь и оборудован ие для уб орки помеще ний, на водоснабжен ие , ка нал иза цию и уда ле ние отходов лектро энерг ию для освещен ия п омещ ен ий и т ерр итор ии орг аниза ции, а также матер иалы, оборудован ие и пр иборы для о свеще ния ;

- затраты на отоплен ие и вентиляц ию (конд ицион ирова ние возд уха) поме ще ний;

- за тра ты на во зме щение износа и ремонт и нстр ументов пр оизвод ственного и хозяйственного инве нтаря.

1. 4. Амор тиза цио нные о тчислен ия на полное восста новлен ие основных средств в соотв етстви и с де йствующ им законодательством, предназначенных для обслуж ивания аппарата управле ния ;

1.5. Затраты на техн ическое обслуж ивание и ремонт осно вных средств общехозя йственного назначения.

2. Расходы по обслуж иван ию рабо тни ко в производства:

2.1. Затраты, связанные с подготов кой и переподготов кой кадров (в том числе с повышением квал ификац ии кадров) на договорной основе с образовательным и учрежден иям и.

2. 2. Затраты на охрану труда и техн ику безопасност и:

2. 2. 1. Износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спе циал ьной одежд ы, спец иаль ной обуви и друг их средств индивидуально й защиты;

2. 2. 2. Затраты, связан ные с приобретен ием аптечек и мед икаме нто в;

2. 2. 3. Стоимост ь бесплатно вы даваемых в пред усмотре нных зако нодательством Росс ийско й Федера ции случаях нейтрал изу ющ их вещест в, жиров , молока и пр.;

2. 2. 4. Затраты на пр иобрете ние необходимых справочн иков и плакатов по техн ике безопасности, предупрежде ниюнесчастных случаев и заб олева ний, а такж е улучшен ию услов ий труда;

2. 2. 5. Затраты по обучению рабоч их безопасным методам р аботы и на оборудо вание кабинетов по техн ике безопас ности;

2. 2. 6. Прочие расходы, предусмотренные номе нкла тур ой мероприят ий по охра не труда и технике бе зопас ност и.

2. 3. Затраты на содержа ние слу жебных поме щен ий, в том ч исле са нитарно-б ытовых помеще нийи и нве нтаря, пр едостав ляемых работн икам.

3. Р асходы по орга низаци и работ:

3. 1. Расходы на оплату услуг по охра не имущества , обслуживания охранно-пожарно й с игнал изации , услуг пожар но й охраны и и ных услу г охран ной дея тельности: затра ты на оплату тру да и отч исления на соц иаль ные нужды р абот ник ов ве дом ственной ст орож ево йи професс ио нальной пож ар но й ох раны, в т ех случ аях, ко гдаорг ани зац ии в уст ановлен ном поряд ке предоставл ено право им еть ведомст венну ю охра ну , р асходы на содержа ние и из нос прот ивопожар ного инвентаря, обору до ван ия, с пе цодежды и др.

3. 2. Р асхо ды на содержан ие и р емо нт про из водст ве нных м астерск их (в части ра бо т по содерж ан ию и ремонту ж или щного фонд а): затр аты н а опла ту труда и о тч ислен ия на со циальные нуж ды р абот нико в производ ственн ых м аст ерск их , амортизация, расходы на проведение ремонта о борудов ан ия и инв ентаря мастерско й.

4. Про чие обще эксплуатацион ные расходы:

4. 1. Р асходы на обяза тельное и добро воль ное страхован ие имущества предпри ят ий и органи за ций всоответствии с установле нным за конод ательст вом порядком и в друг их ра зрешенных законодательством страховых случаях;

4. 2. Платежи по кред итам банков (за исключен ием ссуд, связан ных с приобретен ием основных средств, нематер иальных активов), а также по бюджетн ым ссудам , кроме ссуд , выданных на инвести ци и;

4. 3. Расходы, связа нные с пр иобрете нием права на использован ие прогр амм д ля ЭВМ, баз данных по договорам с пра вообладателем, а также расходы на обновле ние программ для ЭВМ и баз дан ных, расходы на получе ние лиценз ий и др.;

4. 4. Расходы на рекламу про извод имых (приобрете нных) и (ил и) реал изуемых товаро в (работ, услуг), товарного знака и знака обслужива ния, включая уч асти е в выст авках и ярмарках. инистрати вно-хоз яйст венног о персо нала;

Нч - нормат ивная ч исленность работ ников а дм инистра тивно -хозяй ственного персо нала;

n - кол ич ест во р абот нико в а дм инистра тивно -хозяй ственного персо нала;

Тс - т ар ифна я ста вка (должнос тной оклад) р аб от ни ка i -той профессии (должности) соот ветст вую щего разряда;

Д - доплаты и надба вки.

На пр едприят ии, ока зывающем ус луг и по содержа нию и ремонту жилищ ного фонда общей площадью 80 т ыс. м 2 , нормат ивная ч исленность а дм инистра тивно -хозяй ственного персо нала состав ила 21 чел ., из них 4 чел. - работн ики а ппа рата у пра влен ия, 13 чел. - работники, осуществляю щие операт ивное руково дст во эксплуатац ией и теку щим ремонтом ж илищного фон да, 4 чел. - рабоч ие, осущ ест вляющие хо зя йств енное об сл уживан ие а дм ин истра тивных поме щений. На предприятии д ействует тар ифная система оплаты труда , тар ифные коэффи цие нты соответст вуют тар ифным коэфф ициентам Еди ной тар ифной с етки (утв. постановление м Прав ительства Росси йско й. Федера ции от 30.03. 2000№ 284), месячн ая т ар иф ная став ка рабоч его 1 ра зря да - 872 руб. При данных параметрах годово й фонд оплаты труд а а дм инистра тивно -хозяй ственного персо нала состав ит 627 тыс. руб.

1.2. Отчисления на соц иальные нужды рабо тн иков а дминистра тивного персонала (едины й со циальный налог) определяются в соответст вии с дей ств ующим законодате льс твом в ра змере 35, 6 % от затрат на оплату труда, что составит 223,2тыс. руб.

1.3. Расходы админ истр атив но-хозяйственного персонала определяются по данным бухгалтерского у чета исходя и з конкретных услов ий акл юченных договоров и намеченных в планируемом пер иоде и зменений:

- поч то во-теле графск ие и телефонные расходы - 12 тыс. руб.

- расхо ды на содержание и ремонт вычислительной техн ики - 8,5 тыс. руб.

- расходы на приобрете ние канцел ярских товаров - 5тыс. руб.

- р асходы на служебные ко манд ировк и и перемещен ия рабо тн иков - 32 тыс. руб.

- оплата ауд иторс ких услуг - 96 тыс. руб.

- затраты по содержа нию всех основных средств и инвентаря общеэксплуатацио нного на зна чения - 46 тыс. руб.

- аморти за цио нные о тчислен ия - 50, 6 тыс. руб.

2. Расходы на обслуж иван ие работников про изводс тва учитываются по данным бухгалтерского учета исходя из кон кретных усло вий, заключенных договоров и намече нных в пла нируемом периоде изме нен ий:

- затраты, связан ные с подготовкой и переподготовкой ка дров - 21 тыс. руб.

- затраты на охра ну труда и техн ику безопас ности - 27, 6 тыс. руб.

3. Расходы по орг ан иза ции работ уч ит ываются по данным бухгал терского учет а исхо дя из к онкре тных услов ий, заключе нных договоро в и намеченных в планируемом периоде измене ний:

- затраты на инструменты, про изводственны й и хозяйст вен ный инвентарь - 19 тыс. руб.

- расходы на содержа ние произ водственных мастерских (в части работ по содержа нию и ремонту жи лищного фонда) - 27 тыс. руб.

4. Проч ие об ще экс пл уа тацио нные расходы уч итываются по данным бухгалтерс кого учета исходя из конкре тных усло вий, заключенных договоров и намеченных в планируемом пер иоде из ме не ний:

- платеж и по обя зательному и добровольному страхова нию имущества - 2, 8 тыс. руб.

- износ нематер иальных акт ивов (пр иобретен ие пакета приклад но й программы - 13, 7 тыс. руб., пр иобретен ие л иценз ии - 2 тыс. руб .) - 15 ,7 тыс. руб.

5. Величи на обще эксплуатац ио нных расходов соста вит 1213, 4 тыс. руб.

Пр и планируемом годовом фонде зарабо тной платы рабочих, занятых со держан ием и ремонтом жи лищ ного фонда - 1150 тыс. руб., обще экс плуа та цио нные расхо ды составят 105, 5 %от фо нда оплаты труда рабоч их.

Из приведенного пр имера сле дует, что при определении общ еэкспл уа тацио нных расходов м етодом калькул ирования по статьям затрат вел ичина об ще экспл уатацио нных расходо в соответствует нормати вным обще эксплуатацио нным расходам.