Чередование фонем. Фонетика и фонология Образец разбора сложносочинённого предложения

План.

1. Виды чередований звуков в русском языке и их основная характеристика.

3. Понятие фонемы (через оппозицию, чередование, дистрибуции). Функции фонемы. Фонема и морфема.

4. Сильные и слабые позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. Доминанта, варианты, вариации фонемы. Аллофоны.

5. Понятие гиперфонемы. Гиперфонемы первого и второго типа.

6. Общая характеристика основных фонологических школ (Казанской, Санкт -Петербургской, Московской, Пражской). Различия во взглядах на фонему МФШ и СПФШ.

7. Учение Р.И.Аванесова о слабой фонеме (архифонеме) и его отношение к постулатам МФШ.

1. Виды чередований звуков в русском языке и их основная характеристика.

На одном и том же месте одной и той же морфемы могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз , в словах козлы, козёл, козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з’] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з°], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласный тоже не одинаков: к [а] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зё, к [а] зёл - к [ъ] зерог. Не одинаков и первый согласный: перед [а, ъ] это [к]: [ка]зй, [къ]зерог, перед [о] это [к°]: [к°]озлы, [к°]оз. Такая мена звуков называется чередованием . Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко[з]а, ко [с] а, мы не получим чередования: корни здесь разные.

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к]: подру[г]а - дру[к], но[г]а - но[к], слу[г]а - слу[к], бе[г]у - бе[к], кру[г]лый - кру[к]. Это чередование не знает исключений. В новых словах действует та же закономерность. Недавно заимствованы слова акваланг, смог, создано сложносокращенное слово киборг (кибернетический организм), они подчинились той же закономерности.

Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование . Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе.

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова Во многих русских говорах с неполным оканьем [о] заменяется [у] в начале слова во втором предударном слоге. Здесь скажут [о]блако, но [у]блока, [о]строе, но [у]строва, [о]труби, но [у]трубёй, а также [у]город, [у]топрй, [у]бязательно, [у]деяло и т. п. Тот же звук и в новых для говоров словах, заимствованных из литературного языка: [у]перация, [у]блигация. Не в начале слова такой замены нет: д[о]ж - д[ъ]мовой, к[о]рень - к[ъ]рневище.

Чередование бывает связано с позицией звука в слоге. Так, в некоторых русских говорах [в] на конце слога заменяется звуком [у] неслоговым: голо [в] а - голо [у], голо[у]ка, голо[у]ня; тра[в] а - тра [у], тра [у] ник.

Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим. Так, в русском языке после твердого согласного [и] заменяется на [ы]: [и]гра - с [ы]грой, [и]кра - с [ы]крой, она [и] он - он [ы] она. Мы пишем ножи, широкий, а произносим нож[ы], ш[ы]рокий: [ж, ш] -твердые согласные. Перед глухими согласными звонкие заменяются глухими: вя[з]ать - свя[с]ка (связка), ле [г]ла - улё[к]ся (улёгся).

Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению: ударный [э] заменяется безударным [и]: cв["э]рху - нав["и]рху.

Все эти примеры характеризуют чередования, которые называются фонетическими . У фонетических чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

Но вот еще пример - чередование [г//ж]: подру[г]а - дру[ж]ный, бума[г]а - бума[ж]ный, тай[г]а - таё[ж]ный, дви[г]ать - подви[ж]ный, мо[г]у - возмо[ж]ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Тогда оно тоже фонетическое. Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г]оy - [гн]ать, ми[г]ать - ми[гн]уть, ша[г]ать - ша[гн]уть. Фонетической позиционной обусловленности здесь нет. Но в данном случае есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] не знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное . Когда в русском языке от заимствованных слов каталог, флаг, фрамуга, шпага были образованы прилагательные с суффиксом -н-, то [г], как и в других русских словах, заменился на [ж]: каталожный, флажный, фрамужный.

При морфологических чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание. У глаголов губные согласные [б", п", в", м"] в конце основы заменяются в форме 1-го лица единственного числа сочетаниями [бл", пл", вл", мл"]: губить - гублю, топить - топлю, травить - травлю, кормить - кормлю. Появился в русском языке глагол графить с губным [ф"], и он подчинился этой закономерности: графлю. Исключений здесь нет, данное чередование позиционное. Но оно вызвано не гласным звуком, стоящим после губного согласного, а глагольным окончанием 1-го лица единственного числа: голубь - голубю нет этого чередования, а в приголубь - приголублю есть. Поэтому оно морфологическое.

А чем вызвано чередование [х // ш]: сухой - сушь, глухой - глушь, тихий - тишь, ветхий - ветошь? Фонетическая позиция здесь не принимает участия: в конце слова может и не быть этого чередования: сух, глух, тих. Замена [х] на [ш] не вызывается также и конкретным окончанием: [ш] выступает во всех падежных формах: сушь, суши, сушью. В роли позиции, требующей замены [х] на [ш], выступает сама принадлежность слова к 3-му склонению существительных. Существительные 1-го и 2-го склонений могут в конце основы иметь [х]: рубаха, муха, слониха, смех, мох, петух. Существительные 3-го склонения звук [х] в конце основы заменяют на [ш]. Позиция здесь морфологическая и чередование тоже морфологическое. Это чередование охватывает все заднеязычные согласные - в конце основы существительных 3-го склонения они заменяются шипящими: лгать - ложь, залегать - залежь, дрогнуть - дрожь, запрягать - упряжь, благой - блажь; изрекать - речь, горький - горечь, дикий - дичь, мелкий - мелочь, бестолковый - бестолочь.

Фонетические и морфологические чередования могут образовывать целые ряды позиционно чередующихся звуков: 1) г[о]сти - г[а]стей - г[ъ]стевой, горо[д]а - гдро[т] - иногорд[д’]ний - горо[ц]ской; 2) шу[т] - шу[т"]ить - шу[ч"]у; каза[к] - каза[к"]и - каза[ц]кий - каза[ч]ий. Чередоваться могут не только звуки друг с другом, но и с нулем звука, его отсутствием: 1) гиган[т] -гиган[-]ский (гигантский), стро[й]ка - строит; 2) сыр[о]к - сырка, пирож[о]к - пирожка.

Кроме позиционных чередований бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, свет - освещать, засохнуть - засыхать - засушить. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножие.

Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем. Нефонетические чередования (т.е. позиционные морфологические и непозиционные) называются историческими чередованиями . Их изучает орфоэпия, морфология и словообразование. Фонетика современного русского языка изучает только фонетические позиционные чередования.

2. Параллельные и пересекающиеся позиционные чередования. Явление нейтрализации фонем.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов: 1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; 2) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.

Например, фонемы <р> и <л> образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

<р> - смот [р] ы - смот [р°] у - смот [р^];

<л> - смыс [л] ы - смыс [л°] у - смыс [л^].

Фонема <р> представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р//р°//р^]. Фонему <л> представляет ряд [л//л°//л^]. При этом в каждой позиции <р> и <л> представлены разными звуками; эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы <б> и <п> образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:

<б> - стол [б] ы - стол [п],

<п> - стол [п]ы - стол [п].

Фонемы <б> и <п>, различаясь в позициях перед гласными, не различаются на конце слова.

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией . В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком.

ЧЕРЕДОВАНИЕ (альтернация), явление замещения одних единиц плана выражения (фонем, морфонем или их последовательностей, реже – супрасегментных единиц) другими в рамках одной и той же морфемы, происходящего по определенным правилам. Единицы, находящиеся между собой в отношении чередования, называются ступенями чередования. Раздел грамматики, в ведении которого находится явление чередования, называется морфонологией.

В зависимости от различных параметров чередования могут быть разделены на:

– собственно чередования (мены), усечения, наращения, метатезы, склейки и развертки;

– направленные и ненаправленные;

– значащие и незначащие (последние, в свою очередь, делятся на фонетико-фонологические, или автоматические, и морфонологические);

– продуктивные и непродуктивные;

– регулярные и нерегулярные.

Собственно чередованиями (менами) называются чередования вида X ~ Y, где X и Y – элементарные сегментные или супрасегментные единицы. Данный тип чередований является наиболее распространенным и широко представлен в самых разных языках, ср. д ~ т в русском борода бород [барот], победа побед [пабет], к ~ ч в русском рука ручной , сок сочный , a ~ ee в латинском capio «я беру» – cepi «я взял», facio «я делаю» – feci «я сделал», a ~ ä в немецком Apfel «яблоко» – Äpfel «яблоки», Garten «сад» – Gärten «сады» и т.д.; в качестве примера супрасегментной мены можно привести чередование третьего (нисходяще-восходящего) и второго (восходящего) тонов перед последующим третьим в китайском языке, ср. «ты», «ты есть», но ní ye «и ты».

Усечение и наращение – альтернации вида X ~ Ж и Ж ~ X соответственно (где Ж обозначает ноль звука). Они симметричны друг другу; трактовка того или иного чередования с нулем как усечения или наращения зависит от выбора направления чередования (см. ниже). Примерами усечения могут служить чередования т ~ Ж, д ~ Ж в русском языке: плету плел , краду крал и т.д., примером наращения – чередование Ж ~ h , происходящее в вепсском языке при присоединении уменьшительного суффикса -ut к основам с исходом на гласный, ср. hir" «мышь» – hir"ut «мышка», но lu «кость» – luhut «косточка».

Метатеза – чередование вида XY ~ YX – встречается сравнительно редко (так, в русском языке она не представлена); ср. метатезу kn ~ после согласных в тохарских A глагольных формах с презентным суффиксом -na -: putk «отделять» – «он отделяет» (вместо , ср. kärs «знать» – «он знает»), pältsk «мыслить» – «он мыслит» (вместо ).

Склейка и развертка (термины условные; общепринятых названий нет) – чередования вида XY ~ Z и X ~ YZ – представлены во многих языках, ср. в русском ов ~ у в рисовать рисую , ковать кую , совать – сунуть и т.д. (склейка); в санскрите e ~ ay , o ~ av в jetum «побеждать» – jayati «побеждает», stotum «хвалить» – stavana «похвала» и т.д. (развертка), данное явление часто рассматривается не как элементарное чередование, а как наложение чередований X ~ Z + Y ~ Ж и X ~ Y + Ж ~ Z соответственно. Эти два типа чередований также симметричны.

Чередование является направленным, если одна из его ступеней должна рассматриваться как исходная, не обусловленная особенностями контекста, и ненаправленным, если такую ступень указать нельзя. Направленные (контекстно-несимметричные) чередования встречаются значительно чаще; в русском и большинстве других индоевропейских языков практически все чередования являются направленными. Для определения направления чередования существует целый ряд правил, основными из которых являются следующие:

1) Если в языке имеются чередования A | X ~ B | Y, A | X ~ С | Y, A | X ~ D | Y и т.д. (т.е. звуку А в контексте X соответствует звук B в контексте Y, звуку А в контексте X соответствует звук C в контексте Y, звуку А в контексте X соответствует звук D в контексте Y и т.д.), то направление чередований устанавливается от B, C, D и т.д. к A.

Данный принцип, называемый обычно «от разнообразия к единообразию», часто рассматривается как наиболее важный. Его обоснование состоит в следующем: устанавливая направление чередования таким образом, мы тем самым утверждаем, что сегменты B, C, D и т.д. совпадают в A в контексте X, тогда как в противном случае нам пришлось бы объяснять, почему в одном и том же контексте Y A переходит то в B, то в C, то в D. Случаи нейтрализации двух или более единиц в определенном контексте чрезвычайно многочисленны, ср., например, переход т , д и б в с перед окончанием инфинитива (плет-у – плес-ти , бред-у – брес-ти , греб-у – грес-ти и т.д.).

2) Если в языке имеется чередование A | X ~ B | Y, причем контекст Y имеет более сложное описание, чем контекст X, направление чередования устанавливается от B к A.

Этот принцип имеет как техническое обоснование – при таком подходе формулировка правила получается более простой и короткой, – так и содержательное: естественно считать, что из двух чередующихся сегментов более свободной дистрибуцией должен обладать исходный, поскольку его появление не обусловлено влиянием контекста.

Наиболее наглядно действие принципа (2) проявляется для тех альтернаций, для которых контекст Y может быть удовлетворительно задан только как «не-X», ср. выпадение согласных перед суффиксом -н (у )- (сдвигать – сдвинуть , плескать – плеснуть и т.д.): позиции, в которых те же согласные не выпадают, весьма многочисленны и не поддаются компактному описанию.

3) Если в языке имеется чередование A | X ~ B | Y, причем сегмент A может встречаться в контексте Y, а сегмент B не может встречаться в контексте X, направление чередования устанавливается от B к A.

Суть принципа (3) состоит в том, что, устанавливая направление чередования от B к A, мы отражаем некоторую достаточно общую закономерность, свойственную данному языку, и тем самым существенно упрощаем формулировку правила. Так, в русском языке суффиксы -щик/-чик , -щиц (а )/-чиц (а ) и -щин (а )/-чин (а ) подвержены чередованию ч (после зубных шумных) ~ щ (в прочих случаях), ср. налетчик , разносчик , резчик , наладчица , грузчица , неметчина , но сборщик , рубщик , бакенщик , перекупщица , манекенщица , барщина , Орловщина . При этом на границе основы и суффикса вполне возможна последовательность «губной или сонорный + ч » (ср. примеры с суффиксом -чив (ый ): улыбчивый , задумчивый , уклончивый , доверчивый и т.д. и с уменьшительным суффиксом -чик : буравчик , тулупчик , чемоданчик , заборчик и др.), тогда как последовательность «зубной шумный + щ » невозможна. Это наблюдение позволяет не только установить направление перехода, но и значительно упростить формулировку соответствующего правила (не требуется указывать, каким именно морфемам свойствен переход щ ® ч ).

К числу ненаправленных чередований относится в первую очередь широко представленное в различных языках варьирование суффиксальных гласных под воздействием гласных корня (так называемый сингармонизм), ср. турецкое at «лошадь» – мн. ч. atlar , но ev «дом» – мн. ч. evler . Оба алломорфа суффикса мн. ч. – -lar и -ler – являются в равной мере обусловленными вокализмом корня и ни один из них не может быть представлен как исходный. Возможно, наиболее адекватным способом представления чередований данного типа является постулирование на их месте абстрактных символов (например, суффикс -lar /-ler может быть представлен в виде {lVr}, где символ V обозначает некоторый переменный гласный). Важно отметить, что ненаправленные чередования возможны в служебных морфемах, но, по-видимому, невозможны в корневых.

Чередование называется значащим, если оно не обусловлено контекстом и служит единственным средством выражения некоторого грамматического значения (ср. выше немецкие формы типа Apfel Äpfel , Garten Gärten , противопоставленные друг другу по числу). Значащие чередования выполняют ту же функцию, что и аффиксальные морфемы, и относятся к сфере морфологии. Чередования этого типа характерны для германских, кельтских, палеоазиатских (кетского, бурушаски), нилотских, западноатлантических и др. языков; во многих языках Африки распространены значимые чередования тонов, причем тоновые различия выступают чаще всего как маркеры времен и наклонений глагола, а также синтаксической роли именных групп.

Все прочие чередования, не выражающие никаких грамматических значений и лишь сопутствующие разного рода словообразовательным и словоизменительным морфологическим процессам, являются незначащими. Именно действием незначащих чередований обусловлено явление алломорфии. Незначащие чередования встречаются существенно чаще значимых и представлены в значительном большинстве языков; иногда именно к ним применяется термин «альтернация» (значащие чередования в таком случае называются «апофониями»).

Фонетико-фонологическим (автоматическим) называется незначащее чередование, реализация которого не зависит ни от морфемного состава слова, ни от его грамматических характеристик и определяется только фонетико-фонологическим контекстом (свойствами окружающих звуков, наличием паузы, местом ударения и т.д.); ср., например, оглушение звонких согласных перед глухими в русском языке: рыба ры [п]ка , подрубить по [т]пилить и т.д. Неосуществление автоматического чередования приводит к возникновению невозможной в данном языке звуковой цепочки.

Всякое неавтоматическое незначащее чередование является морфонологическим. Факторы, вызывающие морфонологические чередования, могут быть самыми разнообразными: от наличия морфемной границы до присутствия в составе словоформы определенной морфемы или особого семантико-грамматического класса морфем. Наряду с морфолого-грамматическими важную роль в правилах морфонологических чередований часто играют и фонологические факторы (так, отпадение конечного гласного в показателе -ся в русском языке, во-первых, является индивидуальным свойством данной морфемы, а во-вторых, возможно только после гласной, ср. осталась , но остался ).

Чередование называется продуктивным, если подверженные ему формы составляют открытый список, и непродуктивным – в противоположном случае. Автоматические чередования являются продуктивными по определению; даже частичная утрата продуктивности автоматическим чередованием, как правило, означает его переход на морфонологический уровень. Морфонологические и значимые чередования допускают любую степень продуктивности – от стопроцентной, как, например, чередование о (под ударением) ~ ы (без ударения) в окончании русских прилагательных -ой ~ -ый (ср. молодой старый , навесной отвесный и т.д.) или удлинение конечного гласного, маркирующее наличие зависимого существительного, в алеутском языке (ср. микааси «игрушка», сабаака «собака», но аникду-м микаасии «ребенка игрушка», аникду-м сабаакаа «ребенка собака» и т.д.) до нулевой, как, например, выпадение в после приставки об- в таких русских глагольных формах, как вернуть – обернуть , владеть – обладать или значащее чередование гласных в формах ед. и мн. ч. в английском языке (mouse «мышь» – mice , foot «нога» – feet ), представленное всего в 6–7 словах: возникновение новых русских и английских форм, подверженных этим чередованиям, представляется совершенно невероятным.

Чередование называется регулярным, если правило, которым оно описывается, не допускает исключений или допускает их очень малое количество по сравнению с числом правильных форм, – и нерегулярным в противоположном случае. Примером стопроцентно регулярного чередования может служить упоминавшееся выше чередование ой ~ ый в окончании русских прилагательных, примером совершенно нерегулярного чередования – чередование al ~ aux (фонетически ~ [o]) при образовании мн.ч. во французском языке, ср. cheval «лошадь» мн. ч. chevaux , journal «газета» мн. ч. journaux , но carnaval «карнавал» – мн. ч. carnavals , chacal «шакал» мн. ч. chacals и т.д. Продуктивность и регулярность чередований тесно связаны между собой, однако полной взаимозависимости между ними все-таки нет: продуктивное чередование может быть нерегулярным. Так, переход н > ш , несомненно, сохраняет продуктивность, о чем свидетельствуют такие разговорные образования, как окунь – окушок , портвейн – портвешок , но допускает множество исключений типа парень – паренек , табун – табунок ); с другой стороны, абсолютно регулярное чередование может быть продуктивным лишь потенциально – как, например, выпадение -л в случаях типа пасти пас (при наличии формы пасла ), слепнуть слеп (при слепла ); это правило не имеет исключений, просто новые глаголы соответствующих классов в русском языке практически не образуются.

Понятие «чередование» применимо только к синхронному описанию языка. В истории языка его содержательным аналогом выступает позиционно обусловленное изменение звуков. Применяемый иногда по отношению к непродуктивным морфонологическим чередованиям термин «исторические чередования» крайне неудачен, т.к. почти все синхронно наблюдаемые чередования представляют собой результат тех или иных исторических изменений.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Чередование фонем, их виды и связь со стилем речи

Выполнила студентка II курса

группы 4 ФП Резник Мария

Калининград

Введение

Глава 1. Основные положения

Глава 2. Виды чередований

2.1 Фонетические чередования

Заключение


Введение

Морфонология - раздел языкознания, изучающий использование фонологических средств в морфологических целях; в более узком смысле - область фонологии слова, связанная со звуковым строением морфемы и преобразованиями её вариантов в сочетаниях морфем. Как отдельная дисциплина выделилась в конце 20-х гг. 19 в., но её истоки связаны с И.А. Бодуэном де Куртенэ, который указал на конкретные проявления взаимодействия фонетики и грамматики в звуковых чередованиях и выдвинул положение о том, что фонема - это "подвижной компонент морфемы и признак известной морфологической категории". Основатель Морфонология - Н.С. Трубецкой, сформулировавший 3 главные задачи Морфонология: установление своеобразия фонологической структуры морфем разных классов (например, флексий, в отличие от корней или суффиксов): выведение правил преобразования морфем в морфемных сочетаниях; создание теории звуковых чередований, используемых в морфологических функциях.

Глава 1. Основные положения

Чередования звуков и фонем

Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).

По характеру условий чередований выделяются два их типа: фонетические (называемые также автоматическими альтернациями) и нефонетические (традиционные, исторические). Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.

Фонетические чередования. Фонетические чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о.

Таким образом, фонетические чередования всегда позиционны. Они служат в фонологии материалом для определения фонемного состава данного языка.

Фонетические чередования подразделяются на позиционные (1) и комбинаторные (2).

.Позиционные - чередования, обусловленные местом относительно ударения или границы слова. К такому виду фонетического чередования относятся оглушение и редукция.

2.комбинаторные чередования обусловлены наличием в окружении данного звука других определённых звуков.

Нефонетические (исторические) чередования. Альтернантами исторических чередований являются самостоятельные фонемы. Такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:

1.позиционные (морфологические) - имеют место при регулярном формообразовании (в определённых грамматических формах, к примеру, русск. водить - вожу, глядеть - гляжу) и словообразовании посредством тех или иных морфем. Являются объектом изучения морфонологии.

2.непозиционные (грамматические) - не обусловлены позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования (русск. сух - сушь, англ. advice /s/ "совет" - advise /z/ "советовать") или формообразования. Выступают внутренними флексиями и относятся к сфере грамматики. [Зиндер Л.Р. Общая фонетика.2-е изд.М., 1979 c.100-105]

чередование фонема стиль речь

Глава 2. Виды чередований

2.1 Фонетические чередования

2.1.1 Позиционные чередования

На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].

Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической

позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем. [#"center">2.1.2 Комбинаторные чередования

Комбинаторные чередования - фонетические изменения, возникающие в результате влиянии звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относятся к комбинаторным чередованиям: эпентеза, диэреза (выпадение звуков: рус. "честный"> [ч"эсный], 1е ami - lami и т.п.), гаплология, метатеза. С фонологической точки зрения комбинаторные чередования приводят к возникновению либо модификаций фонем (иначе - аллофонных вариантов, комбинаторных оттенков), которые никогда не выступают в данном языке как фонемно противопоставленные, либо фонетических, или живых, чередований фонем, образующих фонемные ряды. Напр., в рус. яз. ассимиляция шумных согласных по глухости - звонкости дает в результате чередовании фонем ("лодка - лодочка" т||д, "просьба - просить" з||с), а возможное ассимилятивное оглушение сонанта перед глухим шумным - модификацию ("масте [р] ская", "за [м] ша"), т.к. в системе фонем рус. яз. отсутствуют глухие сонанты. Однако возможна неоднозначная трактовка понятий модификации и чередования фонем в различных фонологических школах. Степень подробности описания фонетических характеристик аллофонов определяется целями лингвистического исследования.

Одна из причин комбинаторных чередований - артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качеств, изменения; напр., артикуляция, характерная только для одного из звуков, распространяется и на другие: назализуется гласный, следующий за носовым согласным ("нос", "мы"), смягчается согласный перед мягким ("кости" - ср. "косточка"). В зависимости от направления влияния звуков друг на друга различают регрессивные и прогрессивные комбинаторные чередования. Механизм регрессивных заключается в предвосхищении артикуляции последующего звука, в подготовке ее одновременно с артикуляцией предыдущего, если соответственный произносительный орган оказывается свободным. Напр., согласный перед огубленным гласным приобретает дополнительную губную артикуляцию. Механизм прогрессивных комбинаторных чередований основан на менее распространенной тенденции - инерции сохранить некоторые элементы артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего. Напр., в диал. "Ваньки - Ванька" палатализация согласного распространяется и на соседний согласный.

Действие артикуляционного механизма, т.е. физиологического фактора, вызывающего комбинаторные чередования, направляется и ограничивается системно - языковым фактором: взаимовлияние звуков проявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующие в языке фонематические отношения. Напр., во франц. яз. (в отличие от русского) носовые гласные существуют как особые фонемы, поэтому полная назализация гласного между носовыми согласными возможна в рус. яз. ("мама - мам"), но невозможна во франц. яз. ("maman - mama"). Таким образом, комбинаторные чередования определяются принятыми в каждом языке правилами, находящимися в тесной связи с особенностями артикуляционной базы данного языка. Правила могут учитывать и некоторые морфологические характеристики: напр., в рус. яз. сочетание согласных "тс" сливается в аффрикату [ц] на стыке корня и суффикса, но не на стыке приставки и корня, ср. "братский" и "отсыпать". Отражение в системе правил комбинаторных чередований особенностей условий общения, стиля и темпа произнесения, возрастных и социальных характеристик говорящего в т.п. объясняет наличие в языке орфоэпия, дублетов. Напр., в рус. языке т. наз. факультативное смягчение согласных ("по [с"п"] еть - по [сп"] еть", "бо [м"б"] ить - бо [мб"] ить") более вероятно в речи старшего поколения. [#"center">2.2 Нефонетические (исторические) чередования

Среди нефонетических (исторический) чередований различают чередования морфологические и грамматические.

) Морфологические (или исторические, традиционные). Такое чередование не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. Историческими такие чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не из современного языка. Традиционными их называют потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

При морфологических чередованиях чередуются:

а) гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня. (так называемая беглая гласная)

б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например, рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;

в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга - брюзжать, запоздать - позже.

) Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно выражают грамматические значения. Так, например, чередования парных л и л мягкого, н и н мягкого, а также чередования к-ч х-ш могут различать краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности, например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать. [Кодзасов С.В. - Общая фонетика 2001 c.217-221]

Глава 3. Связь чередований со стилем речи

Стилистическими показателями могут быть особенности в фонетически обусловленных позиционных чередованиях вариаций и вариантов фонем.

Стилистическая характеристика той или иной произносительной особенности может основываться не только на парадигматических связях; стилистическая квалификация поддерживается и синтагматическими связями.

Для характеристики высокого стиля может быть использован и тембр голоса.

Произносительный разговорный стиль обладает некоторыми особенностями, очень напоминающими особенности лексического разговорного стиля.

Высокий произносительный стиль не только достаточно четко членится на "подстили", но и резко отделен от нейтрального стиля. Это определяется, прежде всего, тем, что высокий стиль, как правило, строится или на чередовании фонем, или на замене одного варианта фонемы другим. Напротив, граница между нейтральным и разговорным стилем очень нечетка. Особенности высокого стиля осознаются говорящими, а особенности разговорного - нет. В системе языка, очевидно, закреплены не те или иные конкретные особенности разговорного стиля, а лишь его общая тенденция и ее пределы. Одно и то же слово в разговорном стиле может приобретать различный облик. Общей является тенденция: в этом стиле значительно уменьшается противопоставленность фонем. В языке системно закреплен тот предел, до которого может доходить сглаживание фонемных противопоставлений; за этой гранью начинается нелитературное просторечие.

Высокая произносительная окраска текста может быть создана введением в него слов с особым "торжественным" фонетическим обликом. Произносительные нормы высокого стиля обращены к словам; эти нормы могут не охватывать весь поток речи. Особенности разговорного произносительного стиля обращены не столько к отдельным словам, сколько ко всему тексту вообще; имеет значение общая тенденция, проявляющаяся во всех произносительных особенностях данного текста.

Слова же высокого стиля могут иметь только два фонетических облика: в высоком и нейтральном стиле. Слова разговорные представлены в нейтральном произношении и в нерасчлененной серии разговорных произношений (и здесь два стилистических произносительных типа).

В некоторых случаях слово в СРЛЯ имеет только стилистически окрашенное произношение, обусловленное его закрепленностью за высоким или за низким стилем.

Большинство исследователей, говоря о стилистике произношения, выделяет два соотносительных стиля. В языке правилом является колебание произношения каждого слова в пределах двух стилей: нейтрального/высокого или нейтрального/разговорного.

В языке XVIII в. лексические и фонетические сигналы языкового стиля должны были сопутствовать друг другу; лексические свидетельства подтверждались фонетическими: слово, встречающееся только в одном из окрашенных стилей, могло иметь только ту фонетическую форму, которая соответствовала нормам этого стиля.

В СРЛЯ нет такой принудительной связанности лексических и фонетических показателей. Текст, насыщенный торжественной лексикой, можно произнести в нейтральных фонетических нормах.

На протяжении XIX-XX вв. увеличивается дифференциация стилей в парадигматическом и синтагматическом плане. Этот процесс характеризует историю стилей не только в лексике, но и в области произношения.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о художественно-выразительных разновидностях и их отношении к произносительным стилям. Тончайшие звуковые оттенки могут быть использованы с художественно-выразительными целями. Но чтобы эти оттенки были восприняты, необходим строгий, ровный фон, поэтому основой, с которой соотнесен любой художественный текст, является строго нормированный нейтральный стиль произношения. Язык художественной литературы и театра консервативнее языка информации.

Произносить текст можно протяжно. Можно чеканить слова по слогам. Наконец, существует обычное произношение. Эти разновидности можно было бы назвать способами произношения. [Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т.1. / Под ред. Е.А. Земской, С.М. Кузьминой. - М.: Языки славянской культуры, 2004.]

Заключение

Итак, изучив данную тему, следует отметить, что в реферате представлен теоретический материал касательно обсуждаемой здесь проблемы. Чтобы исследовать тему в полном объеме, следует заняться изучение морфонологии. Сама наука морфонология, фономорфология, изучает использование фонологических средств в морфологических целях; в более узком смысле - область фонологии слова, связанная со звуковым строением морфемы и преобразованиями её вариантов в сочетаниях морфем. Следует также добавить, что в качестве морфонологических характеристик рассматриваются такие фонологические признаки слова, которые связаны с варьированием его частей в тех или иных оппозициях и которые соотнесены с выполнением членами оппозиции морфологических функций (например, русское "глухой - глушь", "дикий - дичь"). Морфонологическими характеристиками могут быть чередования, наложения и усечения морфем, смена ударения и т.д. Их познание важно для описания морфологической структуры слова, для определения специфики грамматического строя языка (особенно в построении парадигматических и словообразовательных рядов), а также для сопоставления языков в типологическом плане. Приведенная здесь информация, в дальнейшем поможет лучше ориентироваться при подробном изучении чередований, входящих в область изучения морфонологии.

Список использованной литературы

1.Зиндер Л.Р. Общая фонетика.2-е изд.М., 1979 c.100-105

2.Кодзасов С.В. - Общая фонетика 2001 c.217-221

.Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т.1. / Под ред. Е.А. Земской, С.М. Кузьминой. - М.: Языки славянской культуры, 2004. с.104, 110-113.

.[#"justify">.[#"justify">.

Чередования звуков могут быть:

1. Фонетические, когда изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, или звонких и глухих согласных звуков. Такие фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. К выражению значений эти чередования не имеют отношения – они вынуждены позицией и изучаются в фонетике.

2. Нефонетические, когда изменение звучаний не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы, благодаря чему морфему получают разный фонемный состав в своих различных вариантах. Среди нефонетических чередований следует различать:

А) Морфологические (исторические), когда данное чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не является само по себе выразителем грамматического значения, а лишь сопровождает образование тех или иных грамматических форм, являясь обязательным по традиции, но не для выразительности.К такому типу чередований относятся: чередование гласного с нулем звука, чередования согласных [к - ч], [г - ж], [х - ш] или сочетаний согласных с одной согласной [ск - щ], [ст - щ], [зг - ж], [зд - ж]. Таким образом, при морфологических чередованиях могут чередоваться две фонемы с одной, одна фонема с другой или фонема с нулем.

Морфологические чередования могут быть регулярными, когда они повторяются в разных формах и в разных частях речи (например, [г - ж]) и нерегулярными, встречающимися в считанных случаях (например, [г - ч]), причем в словоизменении присутствуют чаще регулярные чередования, а в словообразовании – нерегулярные. Эти явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка – морфонологию. Традиционными же подобные чередования называются потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

Б) Грамматические чередования – это те же чередования, что и морфологические, т.к. ни те, ни другие не зависят от фонетических позиций. Однако существенное отличие грамматических чередований состоит в том, что они не просто сопровождают разные словоформы, образованные и различающиеся другими способами, а самостоятельно выражают грамматические значения, и такое чередование само по себе может быть достаточным для различения словоформ, а потому не может быть отменено по аналогии путем унификации фонемного состава корня. В таких случаях мы имеем дело с грамматическим способом, а значит, - с внутренней флексией.

Вопрос

Фонетические членения речи.

В речевом потоке выделяются следующие единицы:

1) Фраза – интонационно-смысловое единство, ограниченное паузами и характеризующееся законченностью. Фраза может совпадать с предложением или включать в себя предложение или быть частью предложения. Фраза делится на такты.

2) Такт – слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Чередование речевых тактов образует ритм речи (индивидуальное качество). ПРОКЛИТИКИ – элементы такта, примыкающие спереди к ударному слову. ЭНКЛИТИКИ – элементы такта, примыкающие сзади.

3) слог – минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, объединённых в фонетическое целое. Виды слогов: открытый/закрытый, прикрытый/неприкрытый. Слог может выделяться следующими способами:

1) увеличением интенсивности гласного

2) изменением частоты основного тона

3) увеличением времени звучания слога

4) качественной характеристикой звукового состава.

По преобладанию того или иного признака определяется тип ударения :

1) динамичное (экспираторное). Характерно для многих современных языков. Сильное ДУ фиксируется в русском языке, поэтому появляется редукция. Если ДУ слабое, то не возникает такой разницы между слогами.

2) музыкальное (тоническое). МУ – выделение слога в слове благодаря изменению частоты основного тона, что на слух воспроизводится как повышение или понижение тона. Сейчас МУ наблюдается в странах Дальнего Востока, Средней Азии, Швеции, Норвегии, Литве, северных албанских говорах, Корея, Япония.

3) квантитативное (количественное). КУ – удлинение слогообразующего гласного. Возможно только в тех языках, где нет различия между долгими и краткими гласными. Гласные мало редуцируются. Индонезийский язык – в кач-ве примера. КУ обычно сочетается с другими средствами выделения слога в слове.

В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения.

Корни с чередованием. Что это?

При изменении формы внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать - бегу, сказать - скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать - замереть, расположить - располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр.

Чередование в корне «е» и «и». Правило

В ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров.

«Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер).

Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае - «и», так как «а» присутствует.

Чередование «е» / «и» в корне слова. Примеры

Лексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.

  • Основные морфемы «бер» / «бир».

Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.

  • Основные морфемы «мер» / «мир».

Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.

  • Основные морфемы «тер» / «тир».

Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.

  • Основные морфемы «дер» / «дир».

Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.

  • Основные морфемы «пер» / «пир».

Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.

  • Основные морфемы «чет» / «чит».
  • Основные морфемы «жег» / «жиг».

Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.

  • Основные морфемы «стел» / «стил».

Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.

  • Основные морфемы «блест» / «блист».

Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.

  • Основные морфемы «леп» / «лип».

Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр.

Примечания

Чередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них.

После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть - терка, считать - счет, блестеть - блестка, блестеть - блеск и пр.

Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило.

Прибирать - приберу - прибрать и пр.

Раздирать - раздерет - разодрать и пр.

Выжигать - выжег - выжгу и пр.

Умирать - умереть - умрет и пр.

Подпирать - подпереть - подопри и пр.

Перестилать - перестелить - перестлать и пр.

Протирать - протереть - протрешь и пр.

Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми.

Употребление в речи

Рассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.

  • К ним домой приходить прибираться прислуга.
  • Ребенок сам застелил утром кровать.
  • Девушка испугалась громкого звука и замерла на месте.
  • После еды необходимо протирать крошки со стола.
  • Этим утром снег очень ярко блестел на солнце.

Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно.

Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме.