Бухгалтерский учет гсм по топливным картам. Правила ведения бухгалтерского учета гсм по топливным картам

Организации, которым по роду своей деятельности необходим транспорт, неизбежно сталкиваются с расходами на приобретение горюче-смазочных материалов. Как правильно и легко организовать учет топлива и избежать выдачи денежных средств на него в подотчет?

Ответом на это вопрос является приобретение топливных карт. Они позволяют контролировать, где, сколько, когда, по какой цене, и на какую сумму приобретались ГСМ. Спрос на них растет, поэтому организации все чаще сталкиваются с необходимостью правильно организовать учет топливных карт.

Что такое топливная карта?

Топливная микропроцессорная карта (смарт-карта) топливной компании или АЗС является техническим средством учета отпуска нефтепродуктов. Она не является платежным средством, а представляет собой средство строгой отчетности, которое позволяет ее держателю получить определенное количество товара (ГСМ).

Топливные карты бывают:

— нелимитированные – на карту вносится определенное количество топлива, которое может быть получено покупателем без ограничений, в том объеме, которое оно есть на карте;

— лимитированные – также на карту вносится определенное количество топлива, однако на день или месяц устанавливаются лимиты расхода.

Для изменения лимитов карта переформатируется путем подачи заявки в офис поставщика топлива, в котором указываются новые величины лимитов.

Как получить карту?

Обычно техническое обеспечение расчетов с помощью топливных карт производит процессинговый центр, который является центральным пунктом сбора информации по всем карточным терминалам АЗС.

Для приобретения топливных карт необходимо подать заявку и заключить договор с процессинговым центом на поставку топлива. В приложении к договору будет приведен список АЗС, на которых действует карта. При передаче карты составляется товарная накладная (форма № ТОРГ-12).

По договору поставка ГСМ производится путем его выборки на автозаправочной станции поставщика. Выборку топлива можно начинать с даты получения карты, а датой поставки считается дата выборки топлива.

Таким образом, денежные средства, переданные компании-поставщику, являются предоплатой на определенный объем топлива. Момент перехода права собственности на горючее – момент заправки. Согласно договору, поставщик может предупреждать покупателя, когда на карте (фактически – на лицевом счете покупателя) остается предельно-допустимый остаток.

Топливная карта может передаваться покупателю за плату или же бесплатно на условиях возвратности. Это определяется в договоре.

Учет самой топливной карты

Поговорим о том, как ведется учет топливных карт (т.е. самих карт без стоимости ГСМ). Топливные карты, приобретенные за плату, можно принять к бухгалтерскому учету в составе МПЗ по фактической себестоимости (п. 2, 5 ПБУ 5/01). Эти фактические затраты относятся к расходам по приобретению сырья, товаров, материалов и др. МПЗ и являются расходами по обычным видам деятельности.

Стоимость топливных карт можно учесть на счете 10.6 «Прочие материалы», основание – товарная накладная. На конец месяца стоимость топливных карт учитывается в стоимости приобретенного топлива. При этом делаются следующие проводки:

Дебет 60 – Кредит 51 – перечислена оплата за изготовление топливной карты (основание – выписка банка)

Дебет 10 – Кредит 60 – карта отражена в составе МПЗ (основание – товарная накладная, договор на поставку ГСМ)
Дебет 19 – Кредит 60 – учтен НДС по карте (основание – счет-фактура)

Дебет 68 – Кредит 19 – НДС к вычету (основание – счет-фактура, запись в книге покупок)

Дебет 20, 26, 44 – Кредит 10 – стоимость карты списана в расходы (основание – бухгалтерская справка).

Учет выдачи топливных карт

Работник, которому выдана карта, фактически денежных средств на руки не получает, поэтому в бухгалтерском учете не используется счет 71. Также не делается никаких бухгалтерских проводок. Но за движением карт все-таки следует организовать контроль. Учет топливных карт можно вести с помощью специально разработанного журнала, форма которого утверждается в учетной политике. Обычно он содержит:

— дата получения карты сотрудником;

— дата возвращения;

— марка машины;

— государственный регистрационный номер машины;

— ФИО и подпись водителя машины.

Налогообложение расходов на приобретение карты

В учетной политике закрепляется, по какому виду расходов будет отражаться приобретение карт. Этом могут быть материальные расходы, расходы на содержание служебного транспорта, прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

НДС по картам принимается к вычету, когда:

— карта принята на учет;

— имеется счет-фактура;

— карта предназначена для осуществления операций, облагаемых НДС.

Бухгалтерский учет расходов на топливо

Информация с карточных терминалов для обработки передается в процессинговый центр. Сведения обрабатываются, и на их основе поставщик топлива по состоянию на последнее число каждого месяца передает покупателю:

— товарную накладную на топливо;

— счет-фактуру;

— акт сверки взаимных расчетов;

— ежемесячный реестр (отчет) операций по картам.

В документах отражается количество фактически приобретенного топлива. Эти данные сверяются с отчетами водителя, где обобщается информация из путевых листов и полученных при заправке чеков терминалов АЗС.

Товарная накладная и реестр операций служат основанием для принятия топлива на учет по субсчету 10-3 «Топливо». Списание израсходованного бензина производится на основании путевых листов.

Бухгалтерские проводки по расчетам за топливо будут иметь вид:

Дебет 60.2 – Кредит 51 – перечислена предоплата за топливо (основание – выписка банка)

Дебет 10.3 – Кредит 60.1 – принято к учету топливо, полученное по топливной карте (основание – договор поставки ГСМ, отчет и товарная накладная поставщика)

Дебет 19 – Кредит 60.1 – учтен НДС (основание – счет-фактура)

Дебет 68 – Кредит 19 – учтен НДС (основание – счет-фактура, запись в книге покупок)

Дебет 60.1 – Кредит 60.2 – зачет предоплаты (основание – бухгалтерская справка, акт сверки взаимных расчетов)

Дебет 20, 26, 44 – Кредит 10.3 – списана стоимость израсходованного топлива (основание – бухгалтерская справка, путевой лист).

Налогообложение расходов на топливо

Расходы на топливо для целей налогообложения прибыли признаются расходами по обычным видам деятельности. Они относятся к материальным расходам или к расходам на содержание служебного транспорта. Для уменьшения налогооблагаемой прибыли они должны (ст. 252 НК):

— быть экономически обоснованными (т.е. находиться в пределах утвержденных норм расхода топлива);

— документально подтвержденными;

— производиться для деятельности, направленной на получение дохода.

НДС по топливу можно принять к вычету, когда

— топливо принято на учет;

— имеется счет-фактура;

— топливо предназначено для осуществления операций, облагаемых НДС.

Следует особо отметить удобство формы расчетов с использованием топливных карт. Во-первых, не приходится выдавать деньги в подотчет, обрабатывать авансовые отчеты и следить за правильностью оформления каждого документа при каждой заправке. А если они происходят ежедневно? Тогда количество таких документов просто зашкаливает.

Во-вторых, в конце месяца покупатель получает полный пакет документов, чтобы принять к учету топливо, учесть его в расходах в бухгалтерском и налоговом учете.

О том, как заполнять путевые листы, . А информацию о том, как нормируются расходы на топливо, . Если вы на УСН, то об учете расходов на топливо .

А как относитесь вы к возможностям расчетов по таким картам? А может, вы уже их используете? Насколько это удобно для вас? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

В бухучете ГСМ, приобретенные по топливной карте, оприходуйте на счет 10 «Материалы». Топливо принимайте к учету по фактической себестоимости (без НДС) (п. 5, 6 ПБУ 5/01). Сумму НДС, выделенного в счете-фактуре, отразите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

В бухучете ГСМ оприходуйте в тот день, когда к организации перешло право собственности на топливо. Это связано с тем, что счет 10 «Материалы» предназначен для отражения информации о наличии материалов, принадлежащих организации на правах собственности (Инструкция к плану счетов). Дата перехода права собственности может быть предусмотрена в договоре (например, топливо может переходить в собственность к покупателю на дату оплаты ГСМ) (ст. 223 ГК РФ). Если особый порядок перехода права собственности договором не предусмотрен, то оно переходит к покупателю в момент фактического отпуска ГСМ потребителю (ст. 458 ГК РФ). То есть при заправке автомобиля.

Если право собственности на ГСМ переходит в момент оплаты, откройте к счету 10 субсчета «ГСМ в резервуарах поставщика» и «ГСМ в бензобаках автомобилей». На дату оплаты сделайте проводку:

- приняты к учету ГСМ, право собственности на которые перешло к организации (на основании накладной).

По мере фактического отпуска ГСМ делайте записи:

- оприходованы ГСМ, заправленные в бак автомобиля (на основании чеков АЗС).

Если топливо переходит в собственность организации в момент заправки, в бухучете на эту дату сделайте проводку:

Дебет 10-3 Кредит 60

- оприходованы ГСМ.

НДС можно принять к вычету только при поступлении счета-фактуры от поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример отражения в бухучете приобретения ГСМ по топливным картам. Право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки

4 июня ООО «Альфа» заключило с АЗС договор на обслуживание денежной топливной карты. В этот же день организация оплатила карту, стоимость которой составляет 118 руб. (в т. ч. НДС - 18 руб.). По договору плата за обслуживание карты не взимается, право собственности на ГСМ переходит к «Альфе» в момент заправки. Карта предназначена для заправки автомобиля КамАЗ-5320, который используется для доставки готовой продукции покупателям.

5 июня топливная карта была получена и передана водителю Ю.И. Колесову.

30 июня «Альфа» перечислила на карту аванс в сумме 5900 руб. (в т. ч. НДС - 900 руб.).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

Дебет 60 Кредит 51
- 118 руб. - оплачена топливная карта;

Дебет 44 Кредит 60
- 100 руб. (118 руб. - 18 руб.) - отнесена на расходы стоимость карты;

Дебет 19 Кредит 60
- 18 руб. - отражен НДС со стоимости купленной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»
- 118 руб. - учтена топливная карта;


- 18 руб. - принят к вычету входной НДС по приобретенной карте.

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
- 5900 руб. - перечислен аванс на карту.

В течение месяца (июля) Колесов получил по карте 380 литров дизельного топлива по цене 15 руб. за литр (в т. ч. НДС - 2,29 руб.):

  • 3 июля - 180 литров на сумму 2700 руб. (в т. ч. НДС - 412 руб.);
  • 17 июля - 200 литров на сумму 3000 руб. (в т. ч. НДС - 458 руб.).

Приобретение ГСМ бухгалтер «Альфы» отразил проводками.

Дебет 10-3 Кредит 60
- 2288 руб. (180 л × (15 руб. - 2,29 руб.)) - оприходованы ГСМ (на основании чеков АЗС);

Дебет 19 Кредит 60
- 412 руб. - учтен входной НДС по ГСМ.

Дебет 10-3 Кредит 60
- 2542 руб. (200 л × (15 руб. - 2,29 руб.)) - оприходованы ГСМ (на основании чеков АЗС);

Дебет 19 Кредит 60
- 458 руб. - учтен входной НДС по ГСМ.

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи с указанием объема и стоимости фактически отпущенного топлива;
  • отчет по операциям с топливной картой.

В учете организации сделаны записи:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
- 5700 руб. (2288 руб. + 412 руб. + 2542 руб. + 458 руб.) - зачтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 870 руб. (412 руб. + 458 руб.) - принят к вычету НДС по ГСМ (на основании счета-фактуры).

Документальное подтверждение

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы. Образцы путевых листов, которые применяются при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей, утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. О том, как заполнить путевой лист, см. Как отразить в бухгалтерском учете приобретение ГСМ за наличный расчет .

Расчет количества топлива

По данным путевого листа рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Списание топлива

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости ) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3

- списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

ОСНО

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

  • материальных расходов (при оказании автотранспортных услуг) (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253);
  • прочих расходов, связанных с производством и реализацией (при использовании автотранспорта для нужд организации) (подп. 11 и 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если НДС включен в цену и выделен в расчетных документах отдельной строкой, то сумму этого налога следует исключить (п. 1 ст. 170 НК РФ). НДС на основании счета-фактуры можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов , который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ).

О применении норм расхода ГСМ при расчете налога на прибыль см. Как отразить в налоговом учете приобретение ГСМ за наличный расчет .

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных по топливной карте?

Включите стоимость ГСМ в расходы на дату принятия путевого листа к учету. А если расходы на топливо признаются прямыми, ГСМ - по мере реализации товаров (работ, услуг), в себестоимость которых они включены.

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ (письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117, п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист проведен по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К путевому листу должны быть приложены чеки АЗС.

При использовании топливных карт к моменту фактического получения ГСМ их стоимость уже оплачена покупателем. Поэтому такой порядок списания топлива распространяется как на организации, которые применяют метод начисления, так и на организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом. Данный вывод позволяют сделать положения пункта 2, подпункта 3 пункта 7 статьи 272, пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Однако из этого правила есть одно исключение. Если организация использует метод начисления и расходы на топливо признаются прямыми, ГСМ можно учесть по мере реализации товаров (работ, услуг), в себестоимость которых они включены (абз. 6 п. 1, абз. 2 и 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания ГСМ по топливным картам. Право собственности на топливо переходит к организации в момент оплаты за ГСМ

4 июня ООО «Альфа» заключило с поставщиком ГСМ договор на обслуживание литровой топливной карты. В этот же день организация перечислила поставщику залоговую стоимость топливной карты - 100 руб. По договору право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент оплаты за топливо. Для оценки материалов в бухучете учетной политикой организации предусмотрен метод средней стоимости.

5 июня топливная карта была передана менеджеру А.С. Кондратьеву для заправки автомобиля, который используется в служебных целях.

30 июня «Альфа» перечислила на карту аванс в сумме 6800 руб. (в т. ч. НДС - 1036 руб.) за 400 литров бензина АИ-92 по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС - 2,59 руб.). В этот же день поставщик выдал «Альфе» счет-фактуру и акт приемки-передачи ГСМ.

В учете организации сделаны следующие записи.

Дебет 60 Кредит 51
- 100 руб. - перечислена залоговая стоимость топливной карты;

Дебет 008
-100 руб. - оприходована карта, полученная в залог.

Дебет 60 Кредит 51
- 6800 руб. - перечислен аванс на топливную карту;

Дебет 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика» Кредит 60
- 5764 руб. (400 л × (17 руб. - 2,59 руб.)) - принят к учету бензин после перехода права собственности (на основании акта приемки-передачи);

Дебет 19 Кредит 60
- 1036 руб. (400 л × 2,59 руб.) - учтен входной НДС по приобретенному бензину;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 1036 руб. - принят к вычету НДС по бензину (на основании счета-фактуры).

По итогам месяца (июля) поставщик выдал организации отчет об операциях по топливной карте. В нем отражены количество и стоимость бензина, отпущенного «Альфе»: 380 литров на сумму 6460 руб. (в т. ч. НДС - 984 руб.). Эти же данные подтверждены терминальными чеками, выданными на АЗС.

На дату каждой заправки бухгалтер «Альфы» делал проводку:

Дебет 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей» Кредит 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика»
- оприходован бензин, заправленный в бак автомобиля (на основании чека АЗС).

Учетной политикой организации предусмотрено ежемесячное составление путевых листов. Путевым листом за июль подтверждено, что весь полученный Кондратьевым бензин был израсходован. Фактический расход соответствует нормам, утвержденным руководителем организации. 31 июля бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость одного литра топлива. Исходя из расчета средняя стоимость литра бензина оказалась равной его покупной стоимости.

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей»
- 5476 руб. (380 л × (17 руб. - 2,59 руб.)) - списан израсходованный бензин (на основании путевого листа).

При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер включил эту сумму в состав прочих расходов.

После того как по топливной карте были выбраны оставшиеся 20 л бензина, договор на ее обслуживание был расторгнут. Поставщик вернул залоговую стоимость карты.

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 51 Кредит 60
- 100 руб. - получена залоговая стоимость топливной карты;

Кредит 008
- 100 руб. - списана карта, ранее полученная в залог.

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог по ставке 6 процентов, расходы на ГСМ не уменьшают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить в состав затрат (прочих или материальных) документально подтвержденные и оплаченные расходы на приобретение ГСМ (подп. 12, 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Порядок списания таких расходов при расчете единого налога аналогичен порядку, который применяется при общей системе налогообложения с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).Этот пункт устанавливает обязательное условие для признания расходов при упрощенке - их оплата. Суммы НДС по этим расходам тоже уменьшают налоговую базу по единому налогу (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы на ГСМ не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то эту сумму нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на ГСМ, относящиеся к одному виду деятельности, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К полученной доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости топливной карты и ГСМ. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма "Гермес"» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, распределяются пропорционально доле доходов, полученных от разных видов деятельности за каждый месяц отчетного (налогового) периода

4 мая «Гермес» заключил с АЗС договор на обслуживание литровой топливной карты. Стоимость карты - 118 руб. (в т. ч. НДС - 18 руб.). Право собственности на топливо переходит в момент заправки.

ГСМ приобретается для заправки автомобиля, который одновременно используется в двух видах деятельности.

В течение мая по топливной карте было получено 380 л бензина по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС - 2,59 руб.). Данные о количестве и стоимости отпущенного топлива подтверждены отчетом поставщика, актом приема-передачи, терминальными чеками. По окончании месяца поставщик выставил «Гермесу» счет-фактуру на сумму 6460 руб. (в т. ч. НДС - 984 руб.).

По данным путевого листа во время поездок был израсходован весь приобретенный бензин.

Чтобы распределить расходы на приобретение топливной карты и ГСМ между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Объемы доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляют: 68 руб. = (118 руб. - 18 руб.) × 0,684


При расчете налога на прибыль в мае бухгалтер «Гермеса» учел:

  • расходы на приобретение топливной карты в сумме 68 руб.;
  • расходы на ГСМ в сумме 3746 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

Система расчетов между юридическими и физическими лицами за последние десятилетия претерпела существенные изменения. Сегодня предпочтения отдаются безналичным вариантам. Топливные карты, как один из способов контроля за горючим, приобретенным по безналичному расчету, пользуется спросом среди экономических субъектов. Они дают возможность без усилий определить, когда, в каком количестве работник приобрел ГСМ для заправки автомобиля. Расскажем в статье, как осуществляется бухгалтерский учет топливных карт.

Топливные карты – что это? Преимущества

Топливная карта представляет собой документ строгой отчетности, предназначенный для контроля за движением ГСМ. При этом важным аспектом является то, что топливная карта – не платежное средство, а технический ресурс отслеживания отпускаемых нефтепродуктов.

Топливные карты имеют преимущества как для физических, так и для юридических лиц. Физические лица получают возможность приобрести ГСМ по скидкам и бонусам. Но большие плюсы несут топливные карты предприятиям. К ним относится:

  • возможность сократить трудоемкие расчеты с подотчетными лицами за счет безналичного перечисления средств продавцов горючего;
  • получение скидок по стоимости топлива;
  • простой контроль за движением ГСМ;
  • возможность возврата НДС по картам.

Главным преимуществом топливной карты является упрощение процедуры контроля получения и расходования топлива сотрудниками.

Виды топливных карт и их возможности

Топливные карты могут быть нескольких видов:

Вид карты Возможности
Денежная Содержит сведения о величине средств, перечисленных продавцу. Эта карта позволяет покупателю приобрести любой вид топлива или какие-либо сопутствующие услуги в пределах тех средств, которые получены продавцом. ГСМ реализуется по рыночной цене, действующей на день заправки.
Литровая После оплаты литровой топливной карты на нее зачисляется определенное количество ГСМ в том ассортименте, которое указано в договоре. Стоимость горючего фиксируется ан день перечисления денег продавцу. Далее при заправке по такой карте цена топлива останется без изменения

Документальное оформление движения карт

Порядок выдачи топливной карты сотрудникам организации устанавливается учетной политикой и приказом директора. Система их документального учета должна включать в себя:

  • правила применения топливных карт;
  • перечень лиц, которые их могут получать;
  • порядок выдачи карт;
  • заполнение журнала их движения.

Если топливная карта систематически используется одним и тем же работником, то ее можно закрепить за ним письменным распоряжением руководителя.

Движение карт оформляют записями в специальном журнале. Форма этого документа произвольная. В нем должны содержаться обязательные реквизиты – номер и дату карты, Ф.И.О. работника, данные об остатках, поступлении и расходе топлива.

Бухгалтерский учет топливных карт

Бухгалтерский учет у покупателя

Бухгалтерский учет у покупателя горючего зависит от того, на каких условиях была получена топливная карта. Она могла быть предоставлена:

  • реализатором ГСМ бесплатно;
  • на условиях возврата;
  • либо за средства покупателя.

Учет карт на ОСНО: проводки

Учет карт зависит от того, какой налоговый режим применяется на предприятии. Когда топливная карта выдана покупателю бесплатно, то показывать ее в учете не надо. Ее закрепляют за определенным юридическим лицом, и продать ее невозможно.

При выдаче карты на условиях возврата покупателю необходимо перечислить ее залоговую стоимость. После окончания действия карту необходимо возвратить продавцу. В таком случае она учитывается на балансе продавца топлива, как его собственность. У покупателя топливная карта должна отражаться на забалансовом счете.

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
60 51 Перечисление залоговой стоимости карты собственнику
009 На сумму залога
015 При получении карты
51 60 Возврат залоговой стоимости по завершении действия карты
009 Возврат залогового обеспечения
015 Возврат карты

Когда карты покупают, то их движение отражается следующим образом:

Корреспонденция счетов Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
60 51 Перечислено поставщику за карты
20, 26, 44 60 Списана на затраты стоимость карт
19 60 НДС по топливным картам
68 19 Списание НДС
015 Отражение карты за балансом

Пример 1. Организация составила с продавцом ГСМ договор на обслуживание топливных карт, в соответствии с которым ему перечислено 1180 рублей (в т.ч. НДС 180 рублей). В учете приобретение карты показано так:

  • Дт 60 Кт 51 = 1180 – перечислено за карту;
  • Дт 20 Кт 60 = 1000 – оприходована карта и списана в издержки производства;
  • Дт 19 Кт 60 = 180 – НДС по карте;
  • Дт 015 = 1180 – карта учтена за балансом;
  • Дт 68 Кт 19 = 180 – НДС к вычету.

Многие предприятия для отражения операций с топливными картами применяют счета 71 и 10. Это не обосновано. Прежде всего, следует учитывать тот факт, что топливные карты не являются денежными средствами или денежными документами, поэтому отражение передачи их сотруднику проводкой Дт 71 Кт 50/3 не верно.

Учитывать топливные карты на 10 счет также не следует в связи с тем, что они не удовлетворяют признакам материалов:

  • не используются в качестве сырья и материалов для производства продукции, работ, услуг;
  • не предназначены для реализации;
  • не применяются для управленческих потребностей юридического лица.

Таким образом, топливные карты не отвечают требованиям, предъявляемым к МПЗ. Они не имеют ценности сами по себе и не могут применяться предприятием как предметы труда.

Учет топливных карт при УСН

При бесплатном предоставлении карты, показывать ее также не нужно, поскольку никакой экономической выгоды это не несет. Получение карты во временное пользование под залог отражается как при ОСНО. Когда она покупается за счет средств предприятия, то стоимость разрешается включить в расходы при расчете единого налога.

Если единый налог рассчитывается как разница между доходами и расходами, то для снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в расходы необходимо выполнение следующих условий:

  • экономическая обоснованность затрат;
  • документальное подтверждение издержек;
  • горючее по картам должно предназначаться для автотранспорта, используемого предприятием для получения коммерческой выгоды.

Как вести учет топливных карт на ЕНВД

Поскольку при этой системе предприятие уплачивает налог на вмененный доход, то стоимость топливной карты не может никаким образом изменить величину налогового платежа. Возможен вариант, когда юридическое лицо совмещает ОСНО и ЕНВД.

В таком случае топливные карты могут использовать и в той и в другой деятельности, и расходы на их приобретение следует распределить между ними. НДС также требует распределения. Та часть НДС, которая не подлежит возмещению, прибавляется к расходам предприятия.

Налоговый учет топливных карт

Издержки, связанные с приобретением топливных карт, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль. Читайте также статью: → “ ». Они могут быть учтены в качестве:

  • материальных затрат;
  • затрат на содержание транспорта на предприятии;
  • прочих издержек по производственной и коммерческой деятельности.

Выбор варианта налогового учета расходов по топливным картам юридическое лицо в обязательном порядке должно зафиксировать в учетной политике.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Предприятие занимается оптовой и розничной торговлей, совмещая при этом общую систему и ЕНВД. По оптовой торговле организация является плательщиком НДС и налога на прибыль. В апреле предприятие купило топливные карты стоимостью 1180 рублей (в т.ч. НДС 180 рублей). В отношении розничной торговли применяется ЕНВД. Согласно учетной политике компании общехозяйственные расходы распределяются в конце месяца пропорционально выручке, полученной от опта и розницы. Доходы за апрель:

  • оптовая торговля – 250000 рублей;
  • розничная торговля – 125000 рублей.

Доля доходов по опту в общей величине выручки по предприятию за апрель 2016 г. составляет 66,67%. Следовательно, на расходы по ОСНО можно отнести 666, 70 рублей, потраченных на покупку карты ((1180-180)*66,7%).

Вопрос №2. Как показать на счетах бухучета операции по движению топлива, полученного по топливным картам?

Проводки по учету горючего, полученного по картам, не отличаются от корреспонденций счетов по движению ГСМ, купленного за наличный или безналичный расчет.

  • Дт 60 кт 51 – перечисление средств поставщику за ГСМ;
  • Дт 10 Кт 60/1– оприходование топлива;
  • Дт 60/2 Кт 60/1 – зачет предоплаты;
  • Дт 20, 26, 44 (в зависимости от направления использования) Кт 10 – списание израсходованного топлива.

По учету НДС:

  • Дт 19 Кт 60 – НДС по полученному ГСМ;
  • Дт 68 Кт 19 – НДС к зачету.

Вопрос №3. Когда можно списать издержки на покупку горючего по картам для уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль – при перечислени денег за ГСМ или при заправке автотранспорта? На предприятии применяется метод начисления.

Ни в один из указанных моментов списывать расходы нельзя. Перечисление аванса по топливной карте, также как и заправка автомобиля не являются основанием для включения стоимости горючего в затраты.

Чтобы издержки можно было признать расходами, необходимы подтверждающие документы. При заправке транспорта у покупателя остается всего лишь чек, который подтверждает факт покупки ГСМ, но не факт их расхода. Не являются основанием и такие документы, как акт приема-передачи, счет фактура.

Вопрос №4. Можно ли принять к вычету НДС по купленной топливной карте? Какие документы являются основанием для этого?

НДС по приобретенным топливным картам можно приять к вычету. Для этого одновременно должны выполняться такие условия:

  • карта должна быть приобретена для автотранспорта, участвующего в производстве продукции, работ, услуг, которые при продаже облагаются НДС;
  • карта должна быть оприходована;
  • у предприятия должен быть счет-фактура на топливную карту;
  • расчет с продавцом за карту должен быть произведен в полном объеме.
  • принятие НДС к вычету оформляется проводкой: Дт 68 Кт 19.

Вопрос №5. Можно ли отнести издержки, связанные с покупкой топливной карты, в дополнительные затраты по приобретению ГСМ, то есть увеличить стоимость бензина?

Нет, увеличивать стоимость купленного горючего таким образом нельзя. Если бы карта использовалась однократно, то такой вариант был бы допустим. Но карта в большинстве случае применяется многократно. Поэтому расходы на ее покупку сложно распределить между объемом полученного топлива. В связи с этим стоимость топливной карты следует отнести в расходы от обычных видов деятельности.

Орлова Е.В. эксперт,
журнал «Российский налоговый курьер » № 17/2008

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

У организаций, использующих в деятельности транспорт, неизбежно возникают расходы, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов. Бензин можно покупать c помощью топливных карт. Как отразить операции по получению и расходованию топлива в бухгалтерском и налоговом учете? Ведь документы, подтверждающие приобретение ГСМ, фирма получит лишь по итогам месяца.

Топливные микропроцессорные карты (так называемые смарт-карты) - это удобный и надежный в эксплуатации способ расчетов за топливо, наиболее привлекательный для корпоративных клиентов. Держателями топливных карт являются в основном юридические лица. Эти карты позволяют проконтролировать, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки были приобретены ГСМ. В настоящее время у средних и крупных компаний возрастает спрос на топливные карты.

Специфика расчетов с использованием смарт-карт

Топливная микропроцессорная карта, выпускаемая топливной компанией или владельцем сети АЗС, - это техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых разрешен прием смарт-карт. Топливная карта не считается платежным средством. При этом она может быть лимитированной или нелимитированной.

На нелимитированную топливную карту вносится количество литров каждого вида топлива, приобретенного организацией-покупателем у поставщика нефтепродуктов, которое может быть получено покупателем в полном объеме остатка на карте без суточных ограничений. Покупатель имеет возможность ограничить слив топлива с нелимитированных карт суточным или месячным лимитом на основе заявки. Если объем топлива на нелимитированной карте исчерпан, получение топлива приостанавливается.

Лимитированная топливная карта - это карта, на которой устанавливается единый суточный или месячный лимит (количество литров). По лимитированной карте покупатель получает топливо разных видов, общее количество которого за сутки или за месяц не должно превышать установленный лимит независимо от того, сколько литров топлива было получено по карте в предыдущие дни. Для изменения суточных или месячных лимитов на лимитированных картах необходимо переформатировать карту на основе заявки установленного образца, передаваемой в офис поставщика топлива. В заявке покупатель указывает величины новых лимитов. Например, лимит - 30 л бензина марки Аи-98 в сутки. В этом случае держатель карты может израсходовать за сутки (с 00.00 до 24.00) не более 30 л единовременно или за несколько заправок. При этом оплаченный объем топлива уменьшается на сумму заправленных литров. Каждое начало суток дает возможность заправки бензином установленного лимита в полном объеме.

Операция по списанию литров с топливной карты может быть остановлена терминалом АЗС только по следующим причинам:

Величина запрашиваемого объема топлива превышает остаток на карте или суточный лимит;

Карта заблокирована.

Как правило, техническое обеспечение функционирования системы расчетов с помощью топливных карт осуществляет процессинговый центр (процессинговая компания) - центральный пункт сбора информации, в который поступают все сведения с карточных терминалов АЗС. Сведения обрабатываются и в виде актов, отчетов, реестров рассылаются организациям.

Чтобы приобретать бензин по топливным картам, компания должна заключить с процессинговым центром договор поставки топлива или договор на заправку нефтепродуктами автотранспорта с использованием топливных карт. По сути, это смешанный договор. Процессинговый центр выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственником топлива.

В соответствии с названным договором поставка бензина производится путем его выборки на АЗС поставщика (список автозаправочных станций приведен в приложении к договору) покупателем (держателем карты покупателя) по топливным картам через топливораздаточные колонки с использованием учетных терминалов поставщика для идентификации держателя карты.

Выборка топлива и передача данных начинается с даты получения компанией-покупателем топливных карт. Датой поставки считается дата выборки топлива держателем карты покупателя, указанная в чеке учетного терминала АЗС.

Обычно в договоре предусматривается, что право собственности на нефтепродукты переходит к покупателю в момент заправки на автозаправочной станции транспортного средства покупателя на основании предъявленной представителем покупателя топливной карты.

Расчеты за приобретаемое топливо производятся путем перечисления организацией-покупателем на счет поставщика стопроцентной предоплаты заказываемого количества топлива в соответствии с прайс-листом поставщика по ценам, установленным на дату выставления счета. Предоплата может осуществляться покупателем самостоятельно либо на основании счетов, выставляемых по запросу покупателя на сумму предоплаты, рассчитанной исходя из лимита.

В ряде случаев покупатель отдельно оплачивает стоимость многоразовых литровых топливных карт с суточным (или месячным) лимитом.

Количество передаваемых нефтепродуктов определяется исходя из суммы денежных средств на лицевом счете организации-покупателя. Предельно допустимый остаток денежных средств на лицевом счете покупателя определяется в соответствии с условиями заключенного договора (например, из расчета потребления нефтепродуктов в течение трех суток). При достижении суммы остатка (количества литров) на лицевом счете организации-покупателя по какой-либо марке топлива значения сигнального порога (его определяет поставщик) поставщик предупреждает покупателя о необходимости сделать заказ на топливо.

Документальное оформление...

...топливных карт

Топливные карты оформляются на основании заявки, утвержденной уполномоченными лицами покупателя. При передаче топливных карт организации (ее представителю) составляется акт приемки-передачи или (форма № ТОРГ-12).

ПРИМЕР 1

ООО «Аурика» заключило договор № 65 от 11.08.2008 с топливной компанией ЗАО «Петрол Плюс» на приобретение бензина марок Аи-98 и Аи-95 с использованием смарт-карт. На получение топливных карт была оформлена заявка. При передаче карточек стороны подписали акт.

Для учета движения выданных и возвращенных топливных карт организации целесообразно разработать и утвердить в бухгалтерской учетной политике специальный ежемесячный журнал.

СПРАВКА

Смарт-карты на дополнительные услуги автозаправок

Топливные карты могут применяться также для получения дополнительных услуг АЗС (мойка кузова, полировка, чистка салона, шиномонтаж и т. д.). Для учета таких услуг вводится понятие, например, «условная мойка». Стоимость одной единицы «условной мойки» установлена в прайс-листе поставщика.

За эти услуги с организации-покупателя списывается то количество единиц «условных моек», которое соответствует потребленным услугам в пересчете на одну «условную мойку». Предположим, стоимость «условной мойки» составляет 100 руб. Если мойка кузова автомобиля стоит 550 руб., с топливной карты будет списано 5,5 единицы «условной мойки». При этом остаток единиц данных услуг на лицевом счете организации-покупателя уменьшается на сумму, равную количеству единиц услуг, полученных покупателем.

Отметим, что если организация-покупатель согласно заявке приобретает сразу несколько смарт-карт, на каждую отдельную смарт-карту не зачисляются ни деньги (смарт-карта не является платежным средством), ни литры. Предоплата процессинговому центру вносится за общее количество заявленного бензина по всем топливным картам в совокупности. По сути, смарт-карта представляет собой всего лишь техническое средство, выдаваемое водителям, для отпуска нефтепродуктов на АЗС. Именно поэтому при выдаче смарт-карты ее держателю (водителю) не передаются ни деньги, ни денежные документы. Соответственно использование счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и 50 «Касса» субсчет 50-3 «Денежные документы» в таком случае необоснованно. Факт выдачи фиксируется только в ежемесячном журнале учета приема и выдачи смарт-карт, а на счетах бухгалтерского учета не отражается.

В топливной карте с суточным (или месячным) лимитом указывается объем приобретенного топлива в литрах (а не стоимость), что позволяет держателю карты заправлять бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, оговоренного в заявке организации-покупателя.

В связи с этим рекомендуем разработать и утвердить в приказе по бухгалтерской учетной политике образец специальной формы «Отчет держателя смарт-карты». За основу можно принять, например, форму авансового отчета, дополнив ее необходимыми количественными реквизитами, связанными со спецификой обращения топливной карты, не являющейся платежным средством.

Данные ежемесячного отчета (реестра) процессингового центра о движении топлива по отдельно взятой карте (или по всем картам - в зависимости от того, какой отчет представляется в соответствии с условиями договора) необходимо сопоставлять с данными отчетов держателей смарт-карты и приложенными к ним чеками терминалов АЗС. В целях облегчения контроля организации за приобретением нефтепродуктов целесообразно в приложении к приказу по бухгалтерской учетной политике определить порядок и сроки представления специального отчета держателя смарт-карты.

...расходов на бензин

Ежемесячно после обработки данных процессинговый центр представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт сверки взаимных расчетов, товарную накладную на объем и стоимость выбранного топлива, а также ежемесячный отчет (или реестр) операций по картам. В этих документах фиксируется количество приобретенных ГСМ.

Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход горюче-смазочных материалов на производственные цели, является путевой лист. Его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. В путевом листе указываются номер и дата его выдачи, номер и марка автомобиля, цель поездки, информация о конкретном пути следования, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. Названные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. На основании этих данных определяется фактический расход ГСМ в отношении конкретного автомобиля.

Обратите внимание: если организация-покупатель не признается специализированной или автотранспортной организацией, она вправе разработать форму путевого листа самостоятельно при условии, что разработанный путевой лист будет содержать необходимые реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (см., например, письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). При этом путевые листы необходимо составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода. В письме Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77 подчеркивается, что если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов, путевой лист, составленный с такой периодичностью, с приложением к нему необходимых первичных документов, отражающих приобретение горюче-смазочных материалов, может подтверждать расходы налогоплательщика на бензин. Кроме того, самостоятельно разработанная форма путевого листа обязательно должна содержать информацию о конечном пункте следования автомобиля. Эти данные позволяют судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Таким образом, если организация - покупатель бензина по смарт-картам использует самостоятельно разработанную форму путевого листа, она должна быть приведена в учетной политике. Необходимо также зафиксировать регулярность составления данного документа.

Учет смарт-карты

При приобретении организацией смарт-карты ее стоимость следует отразить в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в качестве прочих материалов на счете 10 «Материалы» субсчет 10-6 «Прочие материалы». Основанием будет служить товарная накладная или акт приема-передачи смарт-карты (на дату ее получения).

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Она равна сумме фактических затрат организации на приобретение МПЗ, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В рассматриваемой ситуации фактическим расходом на приобретение смарт-карт признается сумма, уплаченная по договору процессинговой или топливной компании, без учета НДС.

Поскольку приобретение смарт-карт неразрывно связано с покупкой бензина (сами по себе они не используются в деятельности организации-покупателя), в конце месяца стоимость смарт-карт нужно включить в стоимость приобретенного топлива.

Для целей налогообложения прибыли стоимость топливной карты учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная продавцом карты организации-покупателю, принимается к вычету на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ) и при соблюдении условий, которые установлены в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет топлива, приобретенного по смарт-картам

Учитывая, что товарная накладная и отчет (реестр) по операциям по топливным картам представляется организации-покупателю процессинговым центром по окончании месяца, в котором были приобретены нефтепродукты с использованием смарт-карт, у организаций-покупателей возникают проблемы с признанием расходов на топливо. Ведь списать на затраты стоимость приобретенных нефтепродуктов можно только после принятия их к учету. В свою очередь горюче-смазочные материалы принимаются к учету на основании имеющихся первичных учетных документов, которые поступают к организации-покупателю согласно условиям договора лишь в конце отчетного месяца.

Исходя из специфики расчетов за нефтепродукты с использованием топливных карт, по мнению автора, учесть приобретенный по смарт-картам бензин и списать его в дальнейшем на затраты можно несколькими способами.

Принятие к учету и списание бензина один раз в месяц

Основанием для принятия к учету на счет 10 «Материалы» субсчет 10-3 «Топливо» приобретенного по смарт-картам бензина является товарная накладная от процессингового центра, датированная последним днем отчетного месяца, а также ежемесячный отчет держателя смарт-карты с приложенными к нему чеками автозаправочных терминалов. (Данные отчета сверяются с данными чеков терминалов АЗС, полученных водителями - держателями карт при выборке топлива.)

Важный момент: информация о ценах, содержащаяся в чеках терминалов АЗС, является справочной, поскольку весь объем заявленного топлива был оплачен организацией в порядке стопроцентной предоплаты и не подлежит изменению по мере его отпуска. В то же время в чеке автозаправочного терминала будут указываться текущие цены на каждую конкретную дату, которые, естественно, могут быть другими. Кстати, именно в этом заключается одно из преимуществ топливных карт: организация-покупатель приобретает бензин по сегодняшней цене, а использовать его будет в течение нескольких недель или месяцев, за которые стоимость бензина может существенно возрасти.

Израсходованный бензин списывается на затраты на основании путевых листов.

Методологическим обоснованием изложенного порядка учета служит пункт 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. Согласно названной норме порядок создания первичных учетных документов и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Таким образом, организация - покупатель бензина по смарт-картам вправе отражать проводки по принятию к учету бензина и его последующему списанию на затраты один раз в месяц. Правда, при условии, что процессинговая или топливная компания представит все необходимые документы в конце отчетного месяца, но не позднее. Данный порядок следует закрепить в учетной политике.

В пунктах 5, 7 и 9 ПБУ 10/99 определено, что расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (в данном случае затраты на приобретение израсходованного организацией бензина, а также на изготовление смарт-карт), являются расходами по обычным видам деятельности, на базе которых формируется продукции.

Вычет сумм НДС, предъявленных поставщиком, осуществляется в общеустановленном порядке, то есть при выполнении условий:

Топливо оприходовано;

Имеются все необходимые документы (в том числе );

Топливо будет использовано в операциях, облагаемых НДС.

ПРИМЕР 2

Воспользуемся условием примера 1. ООО «Аурика» заключило договор с топливной компанией ЗАО «Петрол Плюс» на приобретение бензина марок Аи-98 и Аи-95 с применением смарт-карт.

Согласно выставленному ЗАО «Петрол Плюс» счету 12 августа 2008 года была перечислена сумма 38 540 руб. (включая НДС 5879 руб.) в качестве предоплаты за бензин марки Аи-98 объемом 1000 л по цене 26,2 руб. за литр (включая НДС 4 руб.) и марки Аи-95 объемом 500 л по цене 24,68 руб. за литр (включая НДС 3,76 руб.).

Стоимость изготовления двух смарт-карт в сумме 590 руб. (включая НДС 90 руб.) была оплачена 14 августа 2008 года. Смарт-карты в количестве двух штук получены по акту приема-передачи от 14.08.2008.

Предположим, в течение месяца весь бензин был получен и израсходован. ЗАО «Петрол Плюс» своевременно представило товарную накладную на отгрузку бензина на сумму предоплаты, счет-фактуру и реестр о движении топлива за август. Документы датированы 31 августа 2008 года.

Информация реестра о движении топлива от ЗАО «Петрол Плюс» и сведения из отчетов двух держателей смарт-карт совпадают.

Исходя из бухгалтерской учетной политики ООО «Аурика» на 2008 год, в организации:

Бензин, приобретенный по смарт-картам, принимается к учету и списывается один раз в месяц;

Путевой лист по форме, разработанной самостоятельно, составляется ежемесячно и представляется в бухгалтерию в последний календарный день отчетного месяца;

Отчет держателей смарт-карт по форме, разработанной самостоятельно, составляется ежемесячно и представляется в бухгалтерию в последний календарный день отчетного месяца.

В бухгалтерском учете ООО «Аурика» были сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51

38 540 руб. - перечислена предоплата за бензин на основании счета ЗАО «Петрол Плюс»;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

590 руб. - перечислена оплата за две смарт-карты на основании счета ЗАО «Петрол Плюс»;

ДЕБЕТ 10-6 КРЕДИТ 60

500 руб. - приняты к учету две смарт-карты на основании товарной накладной;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

90 руб. - учтен НДС, предъявленный по двум смарт-картам;

90 руб. - принята к вычету сумма НДС по двум смарт-картам на основании счета-фактуры ЗАО «Петрол Плюс» (соблюдены требования пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ);

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60

32 661 руб. (38 540 руб. – 5879 руб.) - принят к учету полученный за август бензин, приобретенный по двум смарт-картам на основании товарной накладной ЗАО «Петрол Плюс», реестра о движении топлива за август от ЗАО «Петрол Плюс» и двух отчетов держателей смарт-карт;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

5879 руб. - учтен НДС со стоимости полученного бензина;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

5879 руб. - принята к вычету сумма НДС со стоимости фактически полученного за август бензина на основании счета-фактуры ЗАО «Петрол Плюс» (соблюдены требования пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ);

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с ЗАО “Петрол Плюс”» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

38 540 руб. - зачтена предоплата за бензин на основании акта сверки расчетов с ЗАО «Петрол Плюс»;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 10-6 «Прочие материалы»

500 руб. - стоимость двух смарт-карт включена в стоимость бензина;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10-3

33 161 руб. (32 661 руб. + 500 руб.) - признаны в составе общехозяйственных расходов стоимость израсходованного за август бензина и стоимость изготовления двух смарт-карт (на основании путевых листов двух водителей за август 2008 года).

Принятие к учету и списание бензина в течение месяца

В соответствии с данным способом бензин принимается на учет по мере заправки на основании отчетов держателей карт и чеков терминалов АЗС по принятым в организации учетным ценам. Такой порядок учета основан на правилах бухгалтерского учета неотфактурованных поставок, установленных в пунктах 36-41 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

В пункте 37 названного документа сказано, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (форма № М-7, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). При необходимости после получения документов от процессинговой или топливной компании цена корректируется (если учетные цены отличаются от цен, которые установлены в прайс-листе на дату выставления счета).

Израсходованный бензин списывается на затраты в порядке, рассмотренном ранее, на основании путевых листов. Данный порядок учета, а также регулярность составления отчетов держателей смарт-карт и путевых листов должны быть зафиксированы в бухгалтерской учетной политике организации-покупателя.

Применительно к рассматриваемой ситуации принять к вычету НДС со стоимости фактически полученного бензина можно только после выставления процессинговой или топливной компанией счета-фактуры.

Отметим, что оба рассмотренных порядка принятия к учету и последующего списания на затраты бензина, приобретенного по смарт-картам, не упрощают жизнь главного бухгалтера.

Как показывает практика, в первом случае (при учете один раз в месяц) очень сложно добиться от процессинговых или топливных компаний своевременного представления всех необходимых первичных учетных документов.

Во втором случае (при учете в течение месяца) могут возникнуть дополнительные трудозатраты, связанные с необходимостью корректировки цен.

По мнению автора, организациям - покупателям бензина по смарт-картам следует выработать собственную профессиональную позицию по рассмотренной проблеме, руководствуясь требованиями рациональности ведения бухгалтерского учета и осмотрительности в соответствии с нормами пункта 7 ПБУ 1/98.

Налоговый учет топлива, приобретенного по смарт-картам

Расходы организации на приобретение топлива учитываются либо в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе расходов организации на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом они уменьшают налогооблагаемую прибыль при выполнении требований пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. То есть указанные расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли первичными документами, подтверждающими расходы, связанные с приобретением и списанием бензина, приобретенного по смарт-картам, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. В частности, это путевые листы, товарные накладные от процессинговой или топливной компании на приобретенные нефтепродукты, чеки терминалов АЗС, отчеты держателей смарт-карт, отчеты о движении топлива от процессинговых или топливных компаний и т. п.

Для подтверждения экономической обоснованности затрат в налоговом учете организация вправе применять нормы расхода топлив и смазочных материалов.

Обратите внимание: соответствующие нормы введены в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Причем новые нормы расхода ГСМ предназначены как для автотранспортных предприятий, так и для организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других лиц независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. По мнению автора, при разработке эксплуатационных норм организация вправе руководствоваться именно этим документом.

Вместе с тем в целях налогообложения учитывается стоимость фактически израсходованных горюче-смазочных материалов на основании подтверждающих документов.

У компаний, в работе которых задействован транспорт, есть отдельная статья расходов, связанная с покупкой нефтепродуктов. Приобретение горючего (далее ГСМ) может быть осуществлено за деньги, путем безналичного перечисления либо посредством списания литров с топливной карты.

Смарт-карта позволяет осуществлять контроль над тем, в какое время, в каком терминале, по какой стоимости и какой литраж ГСМ был куплен. Эти пластиковые карточки пользуются хорошим спросом. Поэтому вопрос, как грамотно организовать учет топливных карт, так же закономерен, как и вопрос .

Что представляет собой топливная карта?

Раньше у компаний и физических лиц в обиходе были топливные талоны, которые позволяли осуществлять контроль над расходом горючего. Они имели следующие особенности:

  • отличались конкретным лимитом ГСМ;
  • при заправке авто производилось списание литров топлива;
  • отражался невостребованный остаток бензина.

Сегодня талоны используются для разовой заправки авто. На смену им пришли более продвинутые – топливные карточки с вшитым микропроцессором. Чип содержит информацию о лимите средств, предназначенных для покупки ГСМ и дополнительных услуг на автозаправках, а также сведения о топливном ассортименте и услугах, оказываемых поставщиком.

Топливная карта удобна тем, что:

  • ее чип хранит данные о расходовании ГСМ в электронном виде;
  • позволяет в любое время узнать остаток и время заправки топлива;
  • доступна к оформлению физическим лицам и организациям;
  • ускоряет процесс обслуживания на автозаправках;
  • позволяет сэкономить за счет скидок, действующих при оформлении крупного лимита;
  • дает возможность избежать лишней бумажной волокиты при отчете перед начальством;
  • упрощает бухучет (все сведения содержатся в личном кабинете хозяина карты).

Справка: работу бухгалтера упрощает и то, что ему не нужно отражать в бухучете выдачу карт ГСМ и делать проводки денежных средств, которые по факту не выдаются.

Виды карт

По формату ограничений различают два вида пластиковых карт:

  • Нелимитированная – владелец карты не ограничен временными рамками и может расходовать весь объем топлива по своему усмирению. Покупатель имеет возможность ограничить слив ГСМ суточным либо месячным лимитом, подав соответствующую заявку. Когда оплаченный объем топлива заканчивается, работа карты временно прекращается.
  • Лимитированная – покупатель вправе расходовать средства (количество литров), объем которых не превышает установленного предела за сутки либо за месяц. При желании внести изменения необходимо подать заявку в утвержденной форме поставщику горючего, и тогда карта будет переформатирована. К примеру, лимит – 20 л горючего марки АИ-95 в сутки. В данном случае покупатель может расходовать не более 20 л топлива с 00:00 до 24:00 за раз либо за несколько заправок. Выкупленный объем ГСМ уменьшается на сумму списанных литров. Каждые новые сутки дают держателю карты возможность заправиться бензином в рамках лимита.

По признаку учетной единицы выделяют следующие виды карт:

  • Литровые – приобретается конкретный литраж топлива, выдача которого не зависит от стоимости горючего, установленной на дату заправки.
  • Денежные – на баланс смарт-карты зачисляются средства, и ГСМ выдаются по рыночной цене, актуальной на момент запроса, в пределах суммы, доступной к списанию.

Важно: смарт-карта – не средство платежа, а своего рода хранилище горючего в литрах, оплаченных компанией. Так, фирма-покупатель перечисляет деньги на расчетный счет фирмы-продавца (топливной компании) и уточняет в назначении платежа номер карты с чипом, куда впоследствии зачисляются выкупленные литры бензина. Топливная карта дает держателю право заправляться по ней на станции поставщика, выпустившего пластик, и на партнерских автозаправках.

На стоимость бензина, затребованного водителем, выдается чек, где указаны номер карты, дата и время выдачи горючего, номер терминала, вид и объем приобретенного бензина, а также цена. Но по сути это не кассовый чек, поскольку при отпуске ГСМ оплата не поступает.

По итогам месяца топливная компания предоставляет счет-фактуру, накладную на товар и отчет за пройденный месяц, где указывает номер карточки, дату, время, терминал АЗС, объем отпущенного бензина, его марку и цену, а также доступный остаток по смарт-карте.

Учет смарт-карты

Пластиковая карта обычно закрепляется за определенным работником. Для ведения контроля следует обзавестись журналом учета приема и выдачи карт. Ввиду отсутствия единого образца форма ведомости утверждается каждой организацией в индивидуальном порядке.

Основные графы, которые могут быть присутствовать в журнале:

  • модель и госномер автотранспорта, который вверен водителю и по совместительству — держателю карты;
  • ФИО работника и его подпись;
  • дата передачи карты сотруднику лично в руки;
  • дата возврата карточки водителем.

Порядок выдачи и возврата карты нигде не закреплены. То есть начальство может обязать работника сдавать ее каждый день после смены, либо когда того требуют сложившиеся обстоятельства (в случае увольнения, ухода в отпуск и т.д.). Составление авансовых отчетов при расчетах за горючее необязательно.

Бухгалтерские проводки

Важно: порядок учета карт зависит от договоренности с топливной компанией.

Бесплатное владение . В учет бухгалтеры заносятся лишь те безвозмездно принятые активы, которые в будущем можно продать с целью извлечения дохода. А поскольку чиповая карта закреплена за конкретной организацией и ее продажа невозможна, то информация о ней не отражается в системе учета доходов и расходов на предприятии.

Получение на условиях возврата . Фирма-покупатель должна перевести поставщику залог за карту. Когда срок использования пластика закончится, организация вернет его обратно, а топливная компания осуществит возврат уплаченной ей стоимости карточки. Поскольку карта ГСМ – это собственность поставщика, то данный актив следует учитывать отдельно от имущества, принадлежащего фирме-покупателю (п. 5 ПБУ 1/2008). Поэтому в бухучете вверенный документ необходимо перенести на внебалансовый счет в денежных единицах. В отношении чиповых карт разрешается открыть субсчет, к примеру 015 «Топливные карты».

Процедуры приема и оплата карты ГСМ должны быть отражены в бухучете в виде проводок — дебетов и кредитов (далее Д и К):

  • Д 60 К 51 – оплачена стоимость залога за карту.
  • Д 009 – проведена сумма залога.
  • Д 015 «Топливные карты» — карта учтена на балансе фирмы.

При осуществлении возврата фирме-собственнику:

  • Д 51 К 60 – получена сумма задатка за карту.
  • К 009 – списана стоимость залога.
  • К 015 «Топливные карты» — карта снята с внебалансового учета.

Покупка топливной карты . В данном случае цену пластика (без учета налога) можно сразу списать на затраты (п. 5 ПБУ 10/99), и отметить его отдельно на счете 19 «НДС по полученным ценностям», а стоимость чиповой карточки — на внебалансовом счете (015 «Топливные карты»).

Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:

  • Д 60 К 51 – оплата карты.
  • Д 20 (23, 26, 44…) К 60 – списание стоимости смарт-карты на расходы.
  • Д 19 К 60 – учет НДС.
  • Д 015 «Топливные карты» — учет пластиковой карты.
  • Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» К 19 – принятие к вычету НДС по стоимости горючего.

Важно: «умная» карта выдается сотруднику, который впоследствии получает по ней начисленные литры топлива. Данная операция не подтверждается дебетом/кредитом, поскольку работник не получает финансовые средства на руки. Использовать в данном случае счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — значит, нарушать отчетность.

Учет горючего ведется на счете 10 «Материалы», субсчете 10.3 «Топливо». Все манипуляции также подтверждаются документами. Затраты рассчитываются согласно путевым листам, переданным ответственным лицом, и отчетам, предоставленным системой.

Подводим итоги

Ведение топливных карт позволяет осуществлять контроль над расходом горючего и существенно упрощает работу бухгалтера.

Документы, предоставляемые компанией-поставщиком каждый месяц: счет фактура, отчет по операциям, акт приемки-передачи, способствуют быстрому оформлению бухгалтерской отчетности.