Авиационный центр в бфу им канта. На территории аэропорта «Храброво» открыт тренажерный комплекс авиационного учебного центра Института транспорта и технического сервиса БФУ им

Директор авиационного учебного центра института транспорта и технического сервиса БФУ имени Канта Зоя Гринько в программе "Бизнес-завтрак" рассказала Юрию Хребтову о работе бортпроводников, их подготовке к полетам и о том, как учебный центр стал единственным в России обладателем настоящего воздушного судна-тренажера

Зоя Ивановна, большинство жителей нашей области даже не подозревают, что в составе знаменитого БФУ есть авиационный центр. Кому принадлежит идея его создания?

Авиационный центр был создан в 2007 году на кафедре сервиса, а потом перешел уже как структурное подразделение в институт транспорта и технического сервиса. Среди российских университетов БФУ им. Канта единственный, кто имеет под своим крылом авиационный учебный центр. И руководство университета большое внимание уделяет его укомплектованности.

- Кадрами?

Не только. Еще техническими средствами. Нам также помогли выкупить у аэропорта Храброво воздушное судно Боинг-737, сейчас это тренажерный комплекс для обучения авиаперсонала. А идея создания авиационного центра принадлежит мне. В 2005 году я зашла в университет навестить своих коллег, я тогда работала в "КД авиа" начальником службы бортпроводников, и в приватной беседе возник вопрос – а почему бы нам самим не осуществлять подготовку авиаперсонала на базе БФУ, в центре дополнительного образования? Тогда все эту идею пропустили.

- Возни много?

Да, чтобы создать этот центр, нужно было пройти сертификацию в Росавиации, получить множество разрешительных документов, никто, конечно, не хотел этим заниматься. И мне так, шутя, предложили – а сама не хочешь заняться реализацией этой идеи? И я решилась, тем более, что пора было уже заканчивать летную деятельность.

- А для кого вы готовите специалистов, ведь Калининград не имеет своей авиакомпании?

Мы готовим бортпроводников для всех авиакомпаний, с учетом внутренних и международных рейсов. Тесно сотрудничаем с "Аэрофлотом", "Трансаэро", "S7 Глобус", "Ю-Тэйр". Ведущие авиакомпании с удовольствием забирают наших выпускников.

- Что нужно для учебы, сколько это стоит?

Крепкое здоровье, хорошее знание английского языка и приятные внешние данные. Курс стоит 52 тысячи рублей, длится он два с половиной месяца, - теоретическая программа, тренажерная, психологическая подготовка, ученики проходят CRM-тестирование (человеческий фактор), получают пакет документов и затем на стажировку в авиакомпанию. А после 30-часовой летной практики - снова тестирование в авиакомпании, чтобы определить, готовы они к самостоятельным полетам или нет.

- Те, кого вы учите, по окончанию учебы практически все обеспечены работой?

97% наших выпускников находят работу, тот малый процент, что отсеивается, – случайные люди, которые ошибочно решили заняться этой профессией.

- То есть бывает, что учащиеся понимают, что это не их дело?

Конечно. Когда они начинают проходить тренажерную подготовку у нас в центре, они понимаю, что это не их, не выдерживают. Многие думают, что профессия проводника – просто пройтись по салону, как по подиуму, покрасоваться. На самом деле работа бортпроводника очень тяжелая, они прежде всего обеспечивают безопасность пассажиров, а потом уже обслуживание и сервис. Поэтому мы готовим бортпроводников очень жестко и качественно. Ну, и надо обладать крепким здоровьем, конечно.

- Девушек вы отбираете по принципу 90-60-90?

Нет, это ведь не модельный подиум. Прежде всего отбираем всех по состоянию здоровья. Перед тем как отправить их на летную медкомиссию, которая проходит в Москве, мы проводим собеседование, тестируем на знание английского языка и полностью ведем подготовку.

- Там, наверное, жесткий отбор? Требования, как к пилотам?

К пилотам жестче. На сегодняшний день, по статистике, для работы бортпроводниками из 150 человек медкомиссию проходят только 30. Для работы пилотами - из 100 юношей только 8-10 человек. К сожалению, у нас нездоровая молодежь.

Тестируем на знание английского языка. А что касается внешности, рост имеет значение. Для девушек требования 160-175, для юношей - 165-185. Хотя некоторые авиакомпании, напротив, берут именно высоких девушек, боинги сейчас высокие. По внешним формам есть, безусловно, стандарты, размеры у женщин не должны превышать 48-50, у мужчин – 52-54. Многие бортпроводники держат диету. А приоритет отдается юношам, и, по-моему, не только в нашей сфере. Они не уходят в декретный отпуск, у них не болеют дети.

По окончанию учебы вы с ними держите связь? Может, кто-то из них уже побывал в какой-нибудь нестандартной ситуации?

Конечно, после первого отпуска они приходят, с тортами, цветами, виски, они знают, что это мой любимый напиток. Что касается ситуаций, всякое бывает. У бортпроводников и у летчиков есть пословица "Молчание - золото".

- Подготовка суровая?

У нас очень жесткая дисциплина в подготовке. Я не допускаю, чтобы юноши приходили на занятия не бритые, в спортивной форме, никаких футболок, шорт. Девушки должны быть причесаны, волосы уложены, никаких сережек в ушах, никаких пирсингов. Первые две недели приходится с ними жестко бороться, они обижаются, конечно. Но юноши должны быть мужчинами, девушки – женщинами.

Все помнят кадры потрясающей транспортировки самолета из Храброво в центр города. Это как по улицам слона водили. Расскажите об этом.

Этот самолет стоял на стоянке в аэропорту, и мы платили арендную плату. Туда приходилось ездить, оформлять пропуска, это приносило определенные неудобства. Поэтому решили перебазировать самолет. Было страшно, но мы это сделали качественно. Подготовка длилась месяца три. Месяц работали инженеры, демонтировали. И с пятого на шестое июля мы осуществили эту перевозку, ночью. Был приглашен представитель Росавиации, было сопровождение со стороны полиции, они нам очень помогли, как и инженерно-техническая служба аэропорта. Все мои коллеги по авиационному цеху приняли активное участие в этом деле. Все у самолета на месте, крылья, шасси, все работает. И сейчас инженеры продолжают работать над еще одним тренажером, чтобы можно было тушить пожар на борту самолета.

- Кроме обучения у вас есть еще и функция переподготовки?

Да, мы ведем подготовку, переподготовку, повышение квалификации и ежегодную подготовку по аварийно-спасательным процедурам для специалистов. Обучаем и персонал нашего аэропорта – они ежегодно проходят курсы повышения квалификации. Сейчас благодаря руководству университета мы закупили в Израиле великолепный класс транспортной безопасности. А бортпроводники у нас учатся со всей России – из Владивостока, Сахалина, Краснодара, Оренбурга. Этим ребятам руководство университета предоставляет общежитие на время учебы.

- У вас есть даже переподготовка грузчиков. А это зачем?

Специалисты по опасным грузам должны быть сертифицированы в обязательном порядке.

- То есть я решу пойти грузчиком, меня еще и не возьмут?

Возьмут на три месяца, посмотрят, как вы работаете. Опасные грузы прилетают, их надо снять с борта самолета, отвезти на склад, для этого должны быть допуски. Аэропорт тем и уникален, что там все профессии должны быть сертифицированы.

4 мая в Авиационном учебном центре БФУ им. И. Канта состоялось практическое занятие по эвакуации пассажиров из потерпевшего бедствие самолета на базе учебного воздушного судна В-737. Группа бортпроводников в составе 30 человек отрабатывала спасательную процедуру при аварийной посадке в случае возгорания и задымления на борту. За ходом тренировки наблюдала делегация: руководители аэропортов Северо-Западного федерального округа и представители российских авиакомпаний. Гости высоко оценили подготовку молодых специалистов и материально-техническую базу Авиационного учебного центра: реальное воздушное судно Боинг 737, вышедшее из эксплуатации, а также тренажеры, сервисный класс и классы авиационной безопасности.

Андрей Клемешев , ректор БФУ им. И. Канта:

«В Авиационном учебном центре есть все необходимое для эффективной работы. У нас хорошая база с воздушным судном, спортивные площадки, общежития, великолепный преподавательский состав. Во время обучения бортпроводники занимаются в университетской бассейне для обрабатывания необходимых навыков. Не зря эксперты считают, что это один из лучших авиационных центров в России. И мы действительно очень много сделали для этого. Сегодня здесь собрались наши потенциальные партнеры по СЗФО, которые с удовольствием изучают центр. Со многими из регионов у калининградского аэропорта налажены прямые рейсы, поэтому будет удобно вести подготовку, например, бортпроводников, на нашей базе. Мы готовы их принять, и, главное, видим в этом заинтересованность у коллег».

Зоя Гринько , директор Авиационного учебного центра БФУ им. И. Канта:
«Тренировка демонстрирует готовность будущих бортпроводников к работе в чрезвычайной ситуации. Эту спасательную процедуру наши обучающиеся отрабатывают регулярно. Сегодня первая часть практического занятия прошла на площадке аэропорта «Храброво». Для того, чтобы провести вторую часть, руководство Северо-Западного межрегионального территориального управления Росавиации обратилось в университет. В нашем центре уникальное оборудование, которое позволяет максимально эффективно проводить тренировки и отработки сложных ситуаций на борту. Особенно это важно в преддверии ЧМ-2018, когда необходимо проверить готовность оборудования и сотрудников».


Скопина Светлана , генеральный директор аэропорта «Хибины» в Мурманске:
«Сейчас согласно авиационным правилам требуется постоянно обучать персонал по разным программам. Для руководителей аэропортов такой Авиационный центр, как в БФУ Им. И. Канта, - это находка. Потому что учебных заведений очень не хватает. Здесь прекрасная оснащенность, очень интересный перечень программ. Думаю, что мы в самое ближайшее время сможем направить своих сотрудников».

На территории аэропорта «Храброво» открыт тренажерный комплекс авиационного учебного центра Института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта. Балтийский федеральный университет (БФУ) имени Иммануила Канта стал владельцем воздушного судна "Боинг 737-300". В торжественной церемонии открытия тренажерного комплекса приняли участие: заместитель полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский, заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов, генеральный директор ЗАО «Аэропорт «Храброво» Андрей Тюрин, ректор БФУ им. Канта Андрей Клемешев, директор учебного центра института транспорта и технического сервиса БФУ им. Канта Зоя Гринько, руководители ведущих служб аэропорта, преподаватели университета, представители российских и зарубежных авиакомпаний и др. И хотя воздушное судно в данном случае не предназначено для полетов и перевозки пассажиров, "миссия" Боинга самая что ни на есть авиационная, и связана она с подготовкой авиационного персонала. Выведенный из эксплуатации самолет, который передало учебному заведению ЗАО "Аэропорт Храброво", стал тренажерным комплексом авиационного Учебного центра БФУ имени Канта. С получением воздушного судна "Боинг 737-300" на базе Института транспорта и технического сервиса университета начал функционировать полноценный, самостоятельный Центр, в котором созданы все условия и для практической подготовки специалистов по аварийно-спасательным процедурам пассажиров и экипажей самолетов. Ранее, аварийно-спасательная подготовка проводилась на базе зарубежных тренажерных центров: в Германии и Литве. Аренда тренажеров, которая стоит немалых денег, существенно влияла на стоимость обучения специалистов и требовала дополнительных временных и иных затрат, связанных с пребыванием за рубежом. Теперь необходимость в этом отпадает. Тренажерный комплекс на базе "Боинга 737-300" отвечает самым последним требованиям для проведения всего комплекса аварийно-спасательной подготовки специалистов. Авиационный учебный центр создан на базе БФУ в 2007 году. Он осуществляет подготовку бортпроводников Гражданской авиации на внутренних и международных линиях, авиакассиров, а также наземного персонала аэропорта. Ежегодно Центр выпускает около 400 специалистов по разным направлениям. Здесь также ведется переподготовка специалистов. Авиацентр БФУ имени Канта имеет договора о сотрудничестве с ведущими авиакомпаниями России - "Аэрофлотом", "Трансаэро", ЮТэйром" и другими. Центр в Калининграде входит в Ассоциацию авиационных учебных центров России. http://aviacentr-bfu.ru/photos/category/1-nashi-studenty В материале использована информация ИНФОРМАЦИОННОго ТЕЛЕГРАФНОго АГЕНТСТВа РОССИИ (ИТАР-ТАСС) Демонстрация тренировки аварийно-спасательной ситуации Заместитель полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский, заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов, генеральный директор ЗАО «Аэропорт «Храброво» Андрей Тюрин, ректор БФУ им. Канта Андрей Клемешев и студенты учебного центра института транспорта и технического сервиса БФУ им. Канта. ФОТОРЕПОРТАЖ

Корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» побывали в авиационном учебном центре БФУ им. Канта на вручении документов об окончании курсов подготовки бортпроводников.

В нынешнем году авиационному учебному центру исполняется уже восемь лет. Он был создан в 2007 году на базе факультета сервиса тогда ещё Российского государственного университета имени Канта. Университет со временем получил статус федерального вуза, а авиационный центр в 2013 году стал обладателем реального выведенного из эксплуатации воздушного судна «Boeing 737–300».

По словам директора центра Зои Гринько, сегодня центр осуществляет подготовку персонала в соответствии с выданным Росавиацией сертификатом, а учебное пространство оборудовано современными классами и тренажерной базой, тренажёрами аварийно-спасательных процедур по типам воздушных судов: «Боинг - 737 CL/NG», «Боинг - 757», «Боинг - 777», «Аэробус - 319/320/321». Ведь бортпроводники должны не только радовать глаз пассажиров и предлагать прохладительные напитки, но, в первую очередь, обеспечивать их безопасность в полете.

Тренинги по отработке аварийно-спасательных процедур на воде проходят в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса университета под руководством тренеров и инструкторов. «Слушатели курсов получают все необходимые навыки для работы бортпроводниками. Это и знания конструкции воздушного судна, и умение оказывать первую медицинскую помощь, и свободное владение английским языком, и даже навыки по перевозке опасных грузов, не говоря уже о действиях при аварийных ситуациях, включая приводнение. Более того, за период обучения даже те кандидаты, которые не умеют плавать, такой навык получают, - говорит Зоя Гринько. - Обычно в каждой группе их 2–3 человека, в основном девушки. К выпуску они осваивают все необходимые процедуры для спасения пассажиров при аварийной посадке на воду».

Профессия бортпроводника востребована всегда, и выпускники авиационного учебного центра после получения сертификатов (им выдаётся полный пакет документов, необходимых для трудоустройства) могут рассчитывать на работу в таких авиакомпаниях, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «S7», «Глобус», «ЮТэйр», с которыми у центра заключены договоры о сотрудничестве. Представители работодателей проводят собеседования с выпускниками прямо в Калининграде. «Они ведут отбор ребят, которые уже получили документы и навыки работы бортпроводника, - говорит Зоя Гринько. - Для работодателей важно, что навыки эти учащиеся получают на „живом“ самолёте. Такого нет ни в одном учебном центре России».

Обучение в центре длится 2,5 месяца, а чтобы попасть в группы будущих бортпроводников, необходимо пройти строгий отбор: сдать тесты на знание английского языка, пройти врачебно-летную экспертную комиссию. За время работы центр выпустил уже более 700 бортпроводников, радушно встречающих пассажиров на рейсах многих авиакомпаний России.

Центр открыт не только для тех, кто хочет получить профессию бортпроводника или авиакассира, но и для всех интересующихся авиацией. Зоя Гринько говорит: «По субботам мы с удовольствием проводим экскурсии для школьников Калининграда и области. Возможность посидеть в кабине пилота или спуститься по специальному трапу в спецодежде вызывает у ребят массу восторгов. Предварительные заявки на экскурсии мы принимаем по тел. 951–100».