Анализ стихотворения Бальмонта “Я – изысканность русской медлительной речи. Константин Бальмонт: «Я – изысканность русской медлительной речи… Константин бальмонт я изысканность русской

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая —
Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. О, что значат все слова и речи, Этих чувств отлив или прибой Перед тайною нездешней нашей встречи, Перед вечною, недвижною судьбой? В этом мире лжи — о, как ты лжива!...
  2. Пока дитя не знает речи, Оно не говорит и лжи — Ты взрослый, в час житейской встречи Язык немного придержи…...
  3. Не смолкай, говори… В ласке речи твоей, В беззаветном весельи свиданья Принесла мне с собою ты свежесть полей И цветов благовонных лобзанья. Я внимаю тебе — и целебный обман Сердце...
  4. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит ответа...
  5. Речи погасли в молчании, Слова как дымы. Сладки, блаженны касания Руки незримой. Родина наша небесная Горит над нами, Наши покровы телесные Пронзило пламя. Всюду одно лишь Веление… (Как бледны руки!)...
  6. Вновь то бушует, то стелется Наш разговор… В поле и в сердце метелица — То-то простор! Я по любви не тоскую, Но в феврале Тяжче, чем в пору другую, Жить...
  7. …Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И...
  8. Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… И жизнь твоя пройдет незрима,...
  9. 1 Ни с врагом, ни с другом не лукавлю. Давний путь мой темен и грозов. Я прошел по дереву и камню повидавших виды городов. Я дышал историей России. Все листы...
  10. Куда ни посмотришь — повсюду, Всегда видишь грустные лица: Не встретишь веселой улыбки, Веселого взгляда не встретишь… Захочешь ли вслушаться в речи, Летучие речи людские, — В них слышишь какую-то...
  11. Уж сколько нам даров дано в дорогу, Лишь дар провиденья не дан нам, слава богу И я кричу: «Мгновенье, ты прекрасно!» — Когда, быть может, и шептать опасно, Когда, быть...
Вы сейчас читаете стих Я — изысканность русской медлительной речи, поэта Бальмонт Константин Дмитриевич

«Я — изысканность русской медлительной речи…» Константин Бальмонт

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая —
Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я — изысканность русской медлительной речи…»

Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и Константин Бальмонт, который в 1903 году опубликовал стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи».

К этому моменту Бальмонт, считавший себя символистом, последовал примеру и , начав эксперименты со слогом и стилем. В итоге он убедил сам себя, что достиг определенных успехов на этом поприще, вычленив некий особый слог, отличающийся напевностью и мелодичностью. В подобном ключе было создано несколько стихотворений, и очень скоро Константин Бальмонт пришел к выводу, что открыл в мире литературы новую стезю. Именно по этой причине автор открыто утверждает: «Предо мною другие поэты – предтечи». Он считает, что изобрел нечто такое, что ранее никому и в голову не приходило, хвастаясь тем, что подарил миру «перепевные, нежные, гневные звоны».

Себя Бальмонт сравнивает с громом и звенящим ручьем, подчеркивая при этом, что его заслуги в подобном открытии нет. Поэт осознает, что за его творческими экспериментами стоят вековые традиции русской литературы , которые и натолкнули его на подобные открытия. Поэтому он признается: «Я – для всех и ничей». В этой фразе автора подчеркивает, что его эксперименты являются достоянием общественности, и ими могут пользоваться все, кто пожелает. Но при этом Бальмонт отмечает, все равно будет возвышаться над толпой, которая не утруждает себя литературными поисками и принимает лишь готовый результат.

Впрочем, и сам поэт не отрицает того, что его собратья по перу, жившие в прошлых веках, хорошенько потрудились для того, чтобы теперь он мог позволить себе создавать стихи в особой, напевной манере. Фактически, Бальмонт признается в плагиате, заявляя: «Все пойму, все возьму, у других отнимая». Однако в данном случае речь идет не о заимствовании чьих-то идей, а об умении проанализировать ту информацию, которая, по мнению поэта, лежит на поверхности. К тому же Бальмонт признается, что без вдохновения, которое он черпает в красоте окружающей природы, восхищаясь, как блестят вокруг «самоцветные камни земли самобытной», ему бы никогда не создать «вечно юный, как сое» изысканный стих, наполненный мелодичностью и волшебством.

Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и Константин Бальмонт, который в 1903 году опубликовал стихотворение “Я – изысканность русской медлительной речи”.

К этому моменту Бальмонт, считавший себя символистом, последовал примеру Игоря Северянина и Велимир Хлебников, начав эксперименты со слогом и стилем. В итоге он убедил сам

себя, что достиг определенных успехов на этом поприще, вычленив некий особый слог, отличающийся напевностью и мелодичностью. В подобном ключе было создано несколько стихотворений, и очень скоро Константин Бальмонт пришел к выводу, что открыл в мире литературы новую стезю. Именно по этой причине автор открыто утверждает: “Предо мною другие поэты – предтечи”. Он считает, что изобрел нечто такое, что ранее никому и в голову не приходило, хвастаясь тем, что подарил миру “перепевные, нежные, гневные звоны”.

Себя Бальмонт сравнивает с громом и звенящим ручьем, подчеркивая при этом, что его заслуги в подобном

открытии нет. Поэт осознает, что за его творческими экспериментами стоят вековые традиции русской литературы, которые и натолкнули его на подобные открытия. Поэтому он признается: “Я – для всех и ничей”. В этой фразе автора подчеркивает, что его эксперименты являются достоянием общественности, и ими могут пользоваться все, кто пожелает. Но при этом Бальмонт отмечает, все равно будет возвышаться над толпой, которая не утруждает себя литературными поисками и принимает лишь готовый результат.

Впрочем, и сам поэт не отрицает того, что его собратья по перу, жившие в прошлых веках, хорошенько потрудились для того, чтобы теперь он мог позволить себе создавать стихи в особой, напевной манере. Фактически, Бальмонт признается в плагиате, заявляя: “Все пойму, все возьму, у других отнимая”. Однако в данном случае речь идет не о заимствовании чьих-то идей, а об умении проанализировать ту информацию, которая, по мнению поэта, лежит на поверхности. К тому же Бальмонт признается, что без вдохновения, которое он черпает в красоте окружающей природы, восхищаясь, как блестят вокруг “самоцветные камни земли самобытной”, ему бы никогда не создать “вечно юный, как сое” изысканный стих, наполненный мелодичностью и волшебством.


Другие работы по этой теме:

  1. Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы...
  2. Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось...
  3. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями....
  4. Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении...

3 243 0

Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и , который в 1903 году опубликовал стихотворение

К этому моменту Бальмонт, считавший себя символистом, последовал примеру и , начав эксперименты со слогом и стилем. В итоге он убедил сам себя, что достиг определенных успехов на этом поприще, вычленив некий особый слог, отличающийся напевностью и мелодичностью. В подобном ключе было создано несколько стихотворений, и очень скоро Константин Бальмонт пришел к выводу, что открыл в мире литературы новую стезю. Именно по этой причине автор открыто утверждает: «Предо мною другие поэты – предтечи» . Он считает, что изобрел нечто такое, что ранее никому и в голову не приходило, хвастаясь тем, что подарил миру «перепевные, нежные, гневные звоны».

Себя Бальмонт сравнивает с громом и звенящим ручьем, подчеркивая при этом, что его заслуги в подобном открытии нет. Поэт осознает, что за его творческими экспериментами стоят вековые традиции русской литературы, которые и натолкнули его на подобные открытия. Поэтому он признается: «Я – для всех и ничей» . В этой фразе автора подчеркивает, что его эксперименты являются достоянием общественности, и ими могут пользоваться все, кто пожелает. Но при этом Бальмонт отмечает, все равно будет возвышаться над толпой, которая не утруждает себя литературными поисками и принимает лишь готовый результат.

Впрочем, и сам поэт не отрицает того, что его собратья по перу, жившие в прошлых веках, хорошенько потрудились для того, чтобы теперь он мог позволить себе создавать стихи в особой, напевной манере. Фактически, Бальмонт признается в плагиате, заявляя: «Все пойму, все возьму, у других отнимая» . Однако в данном случае речь идет не о заимствовании чьих-то идей, а об умении проанализировать ту информацию, которая, по мнению поэта, лежит на поверхности. К тому же Бальмонт признается, что без вдохновения, которое он черпает в красоте окружающей природы, восхищаясь, как блестят вокруг «самоцветные камни земли самобытной» , ему бы никогда не создать «вечно юный, как сое» изысканный стих, наполненный мелодичностью и волшебством.

Класс: 8

  • Обучающая: повторить и обобщить изученное по теме «Синтаксис простого предложения» на творчестве К.Д.Бальмонта, подготовка к ГИА
  • Воспитательная: воспитывать понимание ценности каждого мига в жизни человека
  • Развивающая: развитие навыков анализа текста, расширение кругозора в области культурологии

Оборудование: портреты разных лет Бальмонта

Музыкальное оформление: музыка Дебюсси, Стравинского.

Художественное оформление: работы Клода Моне.

Ход урока

I. Слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русской словесности «Я – изысканность русской медлительной речи…». Русский язык и литература будут тесно переплетены друг с другом, они будут равноправны, будут помогать друг другу, дополнять, обогащать.

Мы повторим и обобщим полученные знания по русскому языку по теме «Синтаксис простого предложения», а повторяя эти знания мы будем делать шаги по направлению к предстоящей ГИА, которая ждет вас в 9 классе. Какие темы мы прошли? (Ответы учеников.)

На урок я пришла вместе с поэтом серебряного века Константином Дмитриевичем Бальмонтом.

– Каких представителей серебряного века вы знаете?

– Когда у нас был серебряный век?

Серебряный век – это н. 20 века, эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, созвездия ярких индивидуальностей, рождение гениальных открытий. Ахматова, Цветаева, Блок, Пастернак, Мандельштам – современники Пастернака. А сам он был кумиром читающей России тех лет. Как отмечал Валерий Брюсов, «в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской позией».

Слайд 1: Пусть он представится перед вами своими стихами: стих-е «Я – изысканность русской медлительной речи…»(чтение учителя)

Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.

Слайд 2: А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько высказываний о нем его современников, и выполнить задания к ним (раздаются карточки с предложениями и заданиями). (Читает учитель.)

Раздаются карточки с предложенными заданиями. Выполнить их.

1. «Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Предтеча? Родоначальник? На это нельзя ответить. Его нельзя сравнивать. Он – весь исключение. Его можно только любить». (М. Волошин ) Указать типы односоставных предложений.
2. «Думами всех овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих.». (В. Брюсов ) Выделите с/с синт. связи.
3. «Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения, изменчивость настроений, повышенное внимание к поэтике стиха (увлечение звукописью, музыкальностью) – вот отличительные черты ранних книг К.Бальмонта». (М. Стахов ) Составьте схему предложения, объясн. знаки препинания.
4. «У него было одно драгоценное достоинство – непосредственность и изначальная свежесть лирического чувства». (Вл. Орлов ) Объясните знак препинания – тире.
5. «Изучив шестнадцать языков, пожалуй, говорил он на особом семнадцатом, на Бальмонтовском». (М. Цветаева ) Синтасический разбор предложения.
6. «Творческий метод и поэтическую манеру Бальмонта характеризует слово – импрессионизм». (Ап. Григорьев ) Каким членом предложения является слово «импрессионизм»?

– Подчеркните ключевые слова. Обратим внимание на слова «предтеча, «импрессионизм».
– Что вы поняли из этих высказываний?
– Каким же был поэт К. Бальмонт, по мнению его современников?»

Слайды с картинами Клода Моне. Комментарий учителя:

Импрессионизм – художники импрессионисты работают маленькими мазками, накладывая чистые, несмешанные краски рядом, без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы лишь только намечались, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходили одно в другое. (Пабло Пикассо, Ван Гог, Клод Моне, Ренуар). Идеологом нового направления был Клод Моне. Он единственный всегда оставался, верен его идеям. Кстати, благодаря именно ему, точнее его картине, появился сам термин "импрессионизм", происходящий от французского "impression" – впечатление.

Рисунок, бывший основой всех основ на протяжении столетий, начиная с эпохи Возрождения, был изгнан. Живопись – это цвет. Пятна красок, громоздящиеся друг на друге. Отныне даже тень имеет цвет. Только черной краске не было места на их холстах. Мир стал набором красок на палитре. Цвет и свет – главными персонажами их картин. Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.

Импрессионисты ушли из мастерских на улицы Монмартра рисовать жизнь. Современную жизнь. Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, мгновение.

Новый ритм жизни, ускоряющийся с каждым годом, стал ритмом их искусства. Они не убегали от современности подобно символистам. Они любили ее, жаждали открыть ее искусству. Индустриальных "монстров", оскорблявших глаз эстета они научились изображать прекрасными. Точнее не их самих. Игру света в воздухе вокруг них. Игру цвета их поверхностей. Многие ли сейчас могут искренне сказать, что вокзалы Моне не красивы? Сломав традиционную систему ориентиров мира прекрасного, научив и зрителей, и художников по-новому смотреть на мир и искусство импрессионисты открыли путь современному искусству

Клод Моне хотел запечатлеть на холсте живое дыхание природы: шелест листьев, бег облаков, неуловимо меняющуюся игру солнечных зайчиков на зеленой траве.

Также работает и Бальмонт – «Природа – мозаика цветов», а стихи его запечатлевают мгновение.

Записать по аналогии 2–3 предложения, характеризующие Бальмонта, используя ключевые слова, сжимая текст

II. Переходим ко 2 части нашего урока.

Проблемная ситуация.

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце».
В центре доски я поместила Солнце, и это не случайно. Как вы думаете: как Солнце и Бальмонт связаны друг с другом? Какие ассоциации приходят к вам в голову, связанные словом «солнце»? Поместим их в лучики солнца: огонь – тепло – радость – свет – жизнь – хорошее настроение – весна – красота – молодость и т.д. Как же это связано с творчеством Бальмонта? (Ответы детей.)

Слайд со статьей: Внимательно прочитайте отрывок из статьи Льва Озерова «Песнь о Солнце» и скажите, верными ли были ваши утверждения? Какие ассоциации добавились? (Совесть и свобода.)

Отрывок из статьи Льва Озерова «Песнь о Солнце»

(1) «Будем как солнце!» – говорит поэт и называет так книгу своих стихов…
(2) Призыв к людям – «Будем как солнце» – желание непомерное.
(3) Но непомерность желаний – это и есть поэт К. Бальмонт…
(4) «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце – повторяет поэт вещие слова греческого философа Анаксагора.
(5) Призыв «будем как солнце» оправдан тем, что оно – по слову поэта – молодое.
(6) А поэт обращается к молодости.
(7) Во всем Бальмонту важно было почувствовать явное или скрытое присутствие солнца.
(8) Я не верю в черное начало,
Пусть праматерь нашей жизни ночь,
Только солнцу сердце отвечало
И всегда бежит от тени прочь.
(9) Тема Солнца в его победе над тьмой прошла через все творчество Бальмонта…
(10) Вместе с Бальмонтом был Белый: «За солнцем, за солнцем, свободу любя, умчимся в простор голубой!»
(11) В книге «Будем как солнце!» поэт по справедливости ставит в центре мира Солнце, источник света и совести, в прямом и иносказательном смысле этого слова…

Обсуждение статьи:

– Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. Подходят ли эти слова в качестве эпиграфа?
– Докажите, что это текст. Тип текста.
– Средства связи предложений в тексте. (параллельные).
– Выполнить задания к тексту (из ЕГЭ) (Всего 8–10 заданий).

(Карточки с заданиями).

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов.

Слайд: Тесты с последующей взаимопроверкой под музыку Дебюсси «Прелюдия»

1) Укажите, в каком из предложений 2–4 встречается вводное слово
2) В предложениях 1–3 указать несогласованное определение
3) Среди предложений 9–11 указать предложение с обособленным приложением (приложение, имеющее причинное значение)
4) Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Укажите грамматическую основу во 2 предложении
6) Замените словосочетание непомерность желаний (3 предл.), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование
7) Среди предложений 4–7 найдите односоставное предложение и укажите тип.
8) В 7 предложении укажите тип сказуемого

Вывод учителя: Действительно, Бальмонта называют ещё поэтом солнца. Главный образ в творчестве поэта – образ Солнца. Он не устает петь гимны Ему:

Жизни податель
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою!
Пусть хоть несчастной
Сделай, но страстной
Жаркой и властной
Душу мою.

Солнце – источник жизни. Огненное начало – сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонта осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. (И. Бродский )

Я не знаю мудрости, годной для других.

Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры (инверсия)
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей … Вас я не зову.

  • Какое слово вы назвали бы ключевым? (Мимолетности.)
  • Какие синтаксические конструкции встречаются? В чём видит поэт назначение своей поэзии? (Все предложения простые. Есть неполные. Они передают ощущение мимолетности, мига. Есть даже предложения, которые разделены на отдельные слова, сегменты.) Найдите их.

Парцелляция. Логическое ударение на каждом слове придает им особую силу. Выделяет эти слова.

  • Какие ещё художественно – выразительные средства видите?
  1. Лексический повтор.
  2. Эпитет изменчивой радужной игры – объяснить: мимолетность окрашена во все цвета радуги. Выразительный прием синтаксиса эмоциональность.
  3. Риторический вопрос. Ему не нужен ответ на этот вопрос, да: он сам знает, куда и зачем ему плыть.
  4. Анафора: 2 р. – усиленное логическое выделение, выразительность речи.
  5. Сравнение: сравнивает себя с облачком, а почему?
  6. А есть ли Солнце в этом стихотворении: облачко, полное огня – как понимаете: облачко – мягкое, нежное, меняет форму оксюморон; огонь – эмоциональное, горячее, яркое, огонь внутри.
  7. Есть ли тут противопоставления?

На все вопросы есть ответы.
Мудрые – которые все знают.
Рациональный ум.

Многое ему непостижимо, мечтатель и он хочет открывать новое.

Вывод по уроку:

Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение: «Я – изысканность русской медлительной речи…», ответить письменно на вопросы «Каким вы представляете Бальмонта? О чем он писал? Как писал?» (с использованием разных синтаксических конструкций).
  2. Каким образом синтаксис работает на раскрытие смысла в стихотворении «Я не знаю мудрости, годной для других…» (письменно)